КнигиКультура

Читай с Маргаритой Баскаковой

Танец, пробуждающий умы и души, покоряющий сердца, пронзающий тела экзальтация чувств и эмоций, танец, которым повелевают люди, которым поклоняются, как богам.

«Ликовать не означает только веселиться, как это думают многие. Здесь не один только звериный рёв радости. <…> Здесь глубокие, серьёзные чувства то и дело примешиваются к красно-светлой радости».

«Книга ликований» Акима Волынского – легендарный, невероятно редкий обязательный к прочтению для всех поклонников Терпсихоры книжный труд. Автор, в течение многих лет работавший балетным критиком-рецензентом, рассматривает танец как форму ликования – эмоции, которая выражает сложные и смешанные чувства восторга и отчаяния, которые опираются на божественный культ. Волынский рассматривает зарождение танца и его историческое значение, анализирует выразительные средства, технику исполнения и язык тела, который позволяет передавать самые тонкие оттенки человеческих чувств. Книга не привязана к конкретной эпохе, эрудиция автора позволяет затрагивать время и пространства от древних евреев и греков до божественных христианских культов и достижений русской балетной школы. Через призму танца просматривается канва общественно-исторических процессов. В истории балета эта книга  занимает особое место: она соединяет научность, систематичность с доступностью изложения, фактически став азбукой классического танца. «Книга ликований» составлена на основе лекций Волынского и его дневниковых записей. Это философско-поэтический трактат, и ничего подобного за почти сто лет с момента первого издания книги написано не было.

* * *

«Сто одна фотография. Эмиль Отто Хоппе и русский балет» посвящена двум выдающимся личностям: Сергею Дягилеву, более ста лет назад создавшему антрепризу «Русский балет», и Эмилю Отто Хоппе, запечатлевшему ведущих танцовщиков и балерин прославленной труппы. Фотолетопись представляет студийные портреты и фотографии со спектаклей таких звёзд, как Тамара Корсавина, Вацлав Нижинский, Матильда Ксешинская, Анна Павлова. Многие фотографии публикуются впервые. Английский фотограф немецкого происхождения, в прошлом банкир и фотолюбитель Эмиль Отто Хоппе в начале XX века открыл своё фотоателье, стал активно участвовать в выставках и превратился в одного из самых востребованных фотографов своего времени. Его коллекция хранится в Калифорнии. «Книга, которая изначально предназначалась для любителей балета и читателей, интересующихся историей фотографии, стала и прекрасным напоминанием о самом фотографе», – отметил куратор проекта, американский славист и искусствовед Джон Боулт.

Издательство: Искусство ХХI век, 2018 г.

* * *

«В сущности, балет продемонстрировал лишь тот приём, что был свойственен всем ориенталистам, начиная с Делакруа и Энгра: помещённая в восточный контекст эротика становилась приемлемой для общества. В «Шехеразаде» русские успешно обыграли стереотипные представления об их полудикой природе, хотя позднее Дягилев осуждал западную традицию изображать русских варварами».

О Дягилеве принято говорить только в превосходной степени, как о Гудвине Великом и Ужасном. В этом восхищении и преклонении перед русским импрессарио, если честно, нет никакой попытки анализа. В какой-то момент от такого изобилия эпитетов, кочующих из книги в книгу и из статьи в статью, становится приторно. Голландцу Шенгу Схейену удалось в книге «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда» обойтись без «троекратного ура» и написать просто историю человека, который навсегда изменил балет, причём написать просто, логично и настолько интересно, что книгу очень любят цитировать и брать за основу лекторы.

* * *

«Эпоха героев позади: тридцать семь лет, прошедших с момента выхода в свет «Дивертисмента», дали только двух персонажей, достойных первого издания, Уильяма Форсайта и Пину Бауш. Всё остальное частности, производное от главной темы».

У книги Вадима Гаевского «Дивертисмент» сложная судьба. Первое издание просто запретили к распространению. А редактора, решившего выпустить книгу, уволили с поста. Дело было в несовпадении мировозренния автора с позднесоветскими канонами культуры. Но всё запрещенное вызывает ещё больше любопытства, и книга, выйдя далеко за пределы танцевальной среды, стала популярна среди целого поколения интеллектуалов. Гаевский страстно и увлечённо рассказывает о балете, без цифр и дат он рисует творческие портреты и описывает постановки. К 90-летнему юбилею автора было выпущено дополненное фотографиями и ставшее двухтомным издание.  Гаевский – крупный театральный критик, человек хорошо, хлёстко и без придыхания описывавший довоенную и послевоенную творческую жизнь двух столиц. «Дивертисмент» – книга раскованная и раскрепощённая, как сам танец, это танец слов, описывающий танец жестов.

Издательство «Сеанс», 2018