Портрет биткоина от художника Бенджамина Джентилли
7 октября на торгах аукционного дома Christie’s был продан арт-объект Block-21. При начальном эстимейте $12 000 — $18 000 работа ушла с молотка за 131 250 долларов. Обычная аукционная практика, скажет кто-то. Да, если не учитывать особенность лота, проданного в 7 раз выше стартовой цены. Block-21 – фрагмент масштабного арт-объекта, посвященного биткоину. Его автор – британский художник Бенджамин Джентилли был настолько вдохновлен виртуальной криптовалютой, что решил сделать ее частью физического мира – отобразив код биткоина в серии холстов «Portraits of a Mind».
Именующий себя биткоин-энтузиастом художник даже учредил специальный проект Robert Alice, направленный на популяризацию явления блокчейна в изобразительном искусстве. Проект стартовал в 2018 году, когда Джентилли ушел с постоянной работы в аукционном доме Sotheby’s. Кстати, именно торговля криптовалютой позволила художнику финансировать реализацию Robert Alice.
В серии Robert Alice – 40 картин. Каждая из них представляет собой кольцо, на котором размещаются 322048 знаков оригинального кода биткоина. А всего в 40 картинах-фрагментах кода объединены 12,3 миллиона цифр. При этом каждый знак (!) Бен наносил вручную – как символ цифрового отпечатка в краске. Среди всех этих миллионов цифр оригинального кода на полотнах выделяются по 32 золотистые цифры – это отображение географических координат (широты и долготы) мест, сыгравших историческое значение в формировании биткоин-культуры. В заумной концепции художника фигурируют не только локации, напрямую связанные с появлением криптовалюты – Джентилли обратился и к историческим истокам и предпосылкам ее возникновения. Так что наряду с координатами пребывания Гарольда Финни в минуту, когда он осуществил первую транзакцию криптовалюты, находим, к примеру, и координаты Блетчли-парка – викторианского особняка в 80 километрах от Лондона, на пасторальных угодьях которого в годы Второй мировой войны располагалась самая засекреченная организация Великобритании – Правительственная школа кодов и шифров, где взламывались шифры и коды стран гитлеровской коалиции и планировалась операция «Ультра», нацеленная на дешифровку сообщений «Энигмы».
На создание серии «Portraits of a Mind» ушло 3 года. На сегодняшний день уже продана половина работ. Первые 20 блоков разлетелись в разные страны: одними из первых владельцев биткоин-полотен стали соучредитель и управляющий партнер инвестиционной блокчейн-компании Kenetic Capital Цзехань Чу и председатель Bloq Мэттью Росзак. Джентилли надеется, что когда все картины обретут хозяев, его проект станет символом полной децентрализации – главной черты системы биткоин, в которой выпуск и распределение валюты децентрализованы и не зависят от регулирующего органа или администратора. Так и отдельные картины серии «Portraits of a Mind», разбросанные по всему миру, станут децентрализованной коллекцией авторской живописи, считает Джентилли.
А еще художник видит в своем проекте отражение многогранности Сатоси Накамото – создателя протокола биткоин. Хотя с 2008 года предпринималась не одна попытка пролить свет, что за человек или группа людей скрываются за псевдонимом Сатоси Накамото, ни одна из них не увенчалась успехом.
MODERN CONSENSUS, Robert Alice