Победители «Золотой пальмовой ветви» 2023 года
76-й Каннский кинофестиваль завершился в субботу вручением «Золотой пальмовой ветви» фильму «Анатомия падения». Этот интеллектуальный триллер режиссера Жюстин Трие рассказывает о женщине, которая предстает перед судом после загадочной смерти своего мужа. Фильм расследует вину или невиновность жены в той же мере, как и их брак, когда личные подробности личной жизни пары выносятся в зал суда для анализа прессой, публикой и зрителями, словно под микроскопом. Написанный Триетом и Артуром Харари, фильм сразу же стал фаворитом критиков.
Трие — третья женщина, получившая пальмовую ветвь; Джулия Дюкурно была награждена в 2021 году за фильм «Титан», а Джейн Кэмпион получила приз в 1993 году за «Фортепиано». Приз победительнице вручила Джейн Фонда. «Нам предстоит пройти долгий путь, и мы должны праздновать перемены», — сказала Фонда о роли женщин в кино, подчеркнув, что в этом году в программе было «историческое» количество женщин-режиссеров — всего семь женщин.
Победа стала чем-то вроде шока, поскольку драма в зале суда была хорошо принята, но о ней говорили только как о претенденте на лучшую женскую роль (для Сандры Хюллер) или лучший сценарий.
Жюри под председательством двукратного обладателя Золотой пальмовой ветви режиссера Рубена Эстлунда («Квадрат», «Треугольник печали») выбрали «Анатомию падения» из 21 фильма, участвовавшего в конкурсе в этом году, — особенно сильный отбор. Основной конкурс фактически объявил, что фестиваль вернулся в полную силу после нескольких нестабильных лет пандемии.
Гран-при, по сути, награда, обозначающая второе место на фестивале, была вручена картине «Зона интереса». Фильм Джонатана Глейзера основан на одноименном романе Мартина Эмиса. Он рассказывает о коменданте Освенцима и его жене, чей дом примыкает к лагерю смерти. Ледяное исследование банальности зла — семья ест, отдыхает и спит под постоянные звуки криков и выстрелов — фильм резко разделил мнения критиков.
«Опавшие листья», последний фильм финского режиссера Аки Каурисмяки, получил приз жюри кинофестиваля. История любви в слегка забавном и меланхоличном ключе, главные роли исполнили Альма Пёйсти и Юсси Ватанен, представив пару, которая встречается однажды ночью в Хельсинки. Актеры приняли награду от имени своего режиссера.
Награду за лучшую режиссуру получил вьетнамско-французский режиссер Тран Ань Хунг за фильм «Горшок с огнем». Роскошная драма, действие которой происходит в конце XIX века. В главных ролях Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель в роли гурманской пары, которая живет и готовит в сельской местности Франции. Фильм фокусируется на общей страсти между знаменитым гурманом и его поваром, которая за почти 20 лет, простирается от кухни до их личной жизни. Принимая приз, директор поблагодарил свою жену, затем поправился, назвав ее вместо этого «своей кухаркой».
Приз за сценарий был присужден Юдзи Сакамото за фильм «Монстр». Эта трогательная драма, снятая японским режиссером Хирокадзу Корээда, рассказывает о мальчике, чьи внезапные проблемы с поведением в школе обостряются и приводят к серьезным последствиям. «Монстр» отличается деликатным саундтреком покойного Рюичи Сакамото.
Награду за лучшую мужскую роль получил актер-ветеран Кодзи Якушо, звезда фильма Вима Вендерса «Идеальные дни». Это заслуженная победа актера. Весь этот захватывающий фильм лежит на его плечах. В центре сюжета фильма одиночка, который убирает (некоторые удивительные) общественные туалеты в Токио. Его спокойное, рутинное существование нарушает неожиданный визит племянницы, перерыв, который приносит ему радость, но также и страдание.
Приз за лучшую женскую роль застал всех врасплох: турецкая актриса Мерве Диздар была удостоена награды за роль учительницы сельской школы, бросившей вызов эгоцентричному главному герою-мужчине в длинном и философском романе Нури Бильге Джейлана «О сухих травах». Эту стереотипную роль актриса обыграла с теплотой и тонкостью.
Приз в номинации «Особый взгляд» — разделе, где как правило, участвуют молодые режиссеры и работы, которые фестиваль называет «наиболее художественно смелыми», чем в основном конкурсе, — получил фильм «Как заниматься сексом». Это режиссерский дебют британского режиссера Молли Мэннинг Уокер. Приз за первый полнометражный фильм — «Золотую камеру» — вручили фильму «Внутри скорлупы желтого кокона» режиссера вьетнамского происхождения Тиен Ан Фама. Пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм получила картина «27» венгерского аниматора Флоры Анны Буда.
Всех победителей и номинации можно найти на официальном сайте Каннского фестиваля.
По материалам: The New York Times, Variety, EuroNews