Пьер Бальмен. Архитектура движения
Имя Пьера Бальмена, талантливого французского кутюрье, стоит в одном ряду с великими мэтрами мировой моды. Именно он придумал jolie madame (красивая женщина. – фр.) – женщину послевоенной Европы.
Пьер Бальмен (18.05.1914 – 29.06.1982) родился в маленьком французском городке Сен-Жан-де-Морьен в семье владельца небольшой швейной мануфактуры и консультанта по вопросам стиля. Мода была частью их жизни. Мальчик с детства любил наблюдать за работой семейного предприятия, обожал ткани и отлично разбирался во всех нюансах швейного дела. Пьера завораживал процесс создания изысканных дамских туалетов из отреза тафты, гипюра и искусственных камней. Эскизы дамских платьев стали его хобби.
После окончания школы в 1934 году юноша принял решение оставить родной город и отправиться в Париж, в Академию изящных искусств изучать архитектуру. Но молодой человек не забросил своё увлечение – всё свободное от лекций время он рисовал эскизы роскошных вечерних платьев. Когда известный в то время модельер Робер Пиге (Robert Piguet) увидел его рисунки, он оценил их оригинальность и даже выкупил несколько работ. После этого случая Бальмен окончательно убедился, что его призвание – высокая мода, а вовсе не архитектура и попытался найти себе работу ассистента модельера в каком-нибудь парижским ателье.
В 1936 году поиски места увенчались успехом – юного Бальмена принял на стажировку ведущий парижский модельер Эдвард Молино (Edward Molyneux). Здесь он узнал, что такое элегантный и безупречный крой женского платья и костюма. Именно Молино повлиял на формирование вкуса и создание узнаваемого модного стиля будущего кутюрье.
В 1939 году Пьер перешёл работать в мастерскую Люсьена Лелонга (Lucien Lelong) и получил бесценный опыт, в совершенстве овладев искусством вышивки. Бисер, стеклярус, стразы – деликатные материалы, требующие особого навыка и тончайшей работы. Позднее именно искрящиеся платья, сравнимые с произведениями искусства, принесут Бальмену известность. В ателье Лелонга Пьер работал вместе с Кристианом Диором. Молодые люди даже обсуждали возможность открытия совместного модного дома.
1945 год ознаменовался для Пьера Бальмена не только окончанием Второй мировой войны, но и созданием собственного бренда Balmain, первым собственным показом в Париже и открытием именного бутика. Послевоенная Европа устала от серых красок и уныния, всем хотелось роскоши и праздника. Это веяние уловил начинающий кутюрье и создал платья с лифами на китовом усе, украшенные килограммами искусственных каменьев и речным жемчугом, километры шёлкового летящего тюля сделали молодого модельера известным и популярным.
Пьер Бальмен создавал модели в оригинальном экзотическом стиле. Он очень любил ткани с крупными цветочными узорами и восточными орнаментами из причудливых геометрических переплетений. Тафта, шёлк, мех, ручная вышивка золотом и жемчугом – вот фирменный стиль Balmain.
1950-е годы прошлого века – «золотая эпоха» истории бренда. Бальмен стал вторым европейским модельером, покорившим Америку: роскошный дизайн и блеск его моделей пришёлся по вкусу американкам. Он активно сотрудничал с киностудиями, создавая костюмы для героинь кинолент; шил наряды для великолепных Марлен Дитрих, Вивьен Ли и Бриджит Бардо. В конце 50-х кутюрье шокировал публику, представив коктейльные платья с открытыми ключицами и коленями, слишком откровенные для того времени. Но покупательницам эта идея пришлась по вкусу, и новые модели стали хорошо продаваться. В 1968 году Бальмен разработал дизайн формы для участников Олимпийских игр.
Но времена меняются, и на первый план выходят свежие идеи. В 60-х годах у бренда появились первые трудности. Публика устала от роскошных нарядов, сложных деталей и украшений. Всё большую популярность завоёвывал минималистический стиль Ив Сен-Лорана. Кроме того, ручная вышивка, которую так любил модельер, стала слишком затратной, а многослойные юбки трудоёмки в исполнении. Эпоха Бальмена стала клониться к закату. Следующие четыре десятилетия оказались для модного дома далеко не лучшими. После смерти его создателя в 1982 году бренд несколько раз выставлялся на продажу; менялись директора и дизайнеры, так и не сумевшие поддерживать былую славу Balmain.
В 2011 году на пост арт-директора Balmain был назначен француз Оливье Рустен, молодой, амбициозный темнокожий дизайнер. И первая же его коллекция стала триумфом. Умелое сочетание наследия Пьера Бальмена и тенденций современной моды помогли Рустену возродить умирающий модный дом, сделать его популярным и динамичным фешен–брендом.