Кино

Опасный метод Майкла Фассбендера

Майкл Фассбендер, наполовину немец, наполовину ирландец, рыжий, голубоглазый, 34-летний и неженатый, за последний год стал главной звездой кино, самой большой надеждой этого самого кино и, конечно же, приобрел миллионы поклонниц по всему миру. «Это плата за билет в высшую лигу», – говорит Майкл о своей невероятной популярности.

Shame - Premiere:55th BFI London Film Festival  Michael-FassbenderГолубые глаза Фасси, как они его ласково называют, при определенном освещении меняют цвет на зеленый – это ли не главное подтверждение того, что он совершенно особенный? И он действительно особенный. Всего два фильма в 2011 году сделали из него звезду – «Джейн Эйр» и «Люди Икс: Первый класс». И вот его рвут на части Дэвид Кроненберг, Ридли Скотт и Стивен Содерберг.

«Опасный метод» Дэвида Кроненберга лишь подтверждает, что именно Фассбендер станет главным лицом мирового кино на ближайшие лет пять минимум. Здесь Фассбендер играет Карла Густава Юнга. Ему аккомпанируют Вигго Мортенсен в роли Зигмунда Фрейда и Кира Найтли в роли Сабины Шпильрейн.

1904 год. Тогда еще начинающий 29-летний психолог Карл Густав Юнг работает в психиатрической клинике в Цюрихе. В клинику поступает русская пациентка по имени Сабина Шпильрейн. Пациентка чрезвычайно нервная: она истерит, кричит, брыкается и на контакт не идет. И молодой врач решает испробовать на ней метод своего учителя, основателя психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Это так называемое talking cure, вместо смирительной рубашки он выбирает разговоры, пытается найти то бессознательное, что заставляет Сабину себя так вести. Им оказывается желание быть наказанной. И любимой. Странный метод лечения дает свои плоды, но учитель Зигмунд Фрейд категорически против подобных экспериментов.

По мнению критиков, именно этот треугольник, где каждый и пациент, и врач, становится тем, что помогает всем троим сформулировать то бессознательное, что всегда двигало людьми и миром. Сабина Шпильрейн, кстати, была не просто пациенткой Юнга, но и ученицей: она стала одной из первых, кто исследовал влечение к смерти.

Разумеется, работа с Кроненбергом для Фассбендера еще один шаг к вечности. Но, надо сказать, начал он немного раньше, и вовсе не самым известным фильмом. «Голод» британца Стива МакКуина, показанный в Каннах в 2008 году и получивший приз за лучший дебютный фильм, стал трамплином для Фассбендера и МакКуина. В нем актер сыграл ирландского сепаратиста Бобби Сандса, объявившего в тюрьме голодовку. Для роли актер потерял 15 килограммов и весил 59 – по его мнению, «только так мы могли быть убедительными». Следующий фильм МакКуина «Стыд» показал уже такие глубины человеческого одиночества, от которого герой Фассбендера пытается избавиться при помощи самого разнообразного секса, что кажется, ничего смелее и точнее сказать об отношениях человека с собственной сексуальностью и жизнью в целом невозможно.

Michael Fassbender Shame

Но не стоит спрашивать Фассбендера, как он себя чувствовал в слишком откровенных сценах, – не скажет. А скорее всего отшутится: «А как бы вы себя чувствовали?» Керри Маллиган, сыгравшая с Майклом в «Стыде», сказала: «В жизни он доброжелательный, но не пытается понравиться, он такой, какой он есть. Но на площадке он совершенно другой: я чувствовала в нем опасность».

Сам актер тоже считает себя не совсем обычным человеком. «Я наполовину ирландец, наполовину немец, можете себе представить? Шизофрения, честное слово! Такая странная смесь. Я думаю, мои немецкие корни отвечают за дисциплину, я ничего не делаю наполовину, мне нужно добиться совершенства. Моя ирландская часть в том, что Ирландия – такой маленькой остров, но он столь богат культурой, что вы мало найдете таких мест на земле. Как-то мои немецкие приятели-снобы снисходительно спрашивали меня, какие писатели есть у нас в Ирландии. Оскар Уайльд, Самюэль Беккет, Джеймс Джойс – вам мало? – спросил я их».

Его отец – немец, мать – из Северной Ирландии, и, родившись в Германии, Майкл в детстве переехал в Ирландию, где родители начали собственный бизнес. Это был ресторан, где отец был шеф-поваром, а Майкл подрабатывал на каникулах. «Когда я просил у родителей новые кроссовки или модную одежду, они часто говорили мне, что в семье нет денег. Это многому меня научило, и я до сих пор удивляюсь, что многие на моем месте бросают все и кричат: «Это несправедливо!» Возможно, но я еще в детстве понял, что такое деньги». Майкла и его старшую сестру воспитывали в строгости, сегодня актер говорит, что это хорошая тренировка для любого, кто думает покорить Голливуд: «Мы всегда должны были быть милыми и улыбчивыми на людях – неважно, что на самом деле у нас в душе». Но все это не помешало Майклу остаться с родителями в прекрасных отношениях, иногда он даже признается, что является настоящим маменькиным сынком. Ведь именно такое воспитание позволило ему не сойти с ума в Голливуде. Поначалу он еще пытался обосноваться в Лос-Анджелесе, но вскоре уехал жить в Лондон: «Я боялся того, во что могу превратиться, останься я в Лос-Анджелесе еще немного».

Вопреки желанию родителей Майкл не стал поступать в университет, а отправился в Лондон учиться в актерской школе. И в этом, вероятно, тоже влияние родителей, как это ни парадоксально. Отец всегда спрашивал с сына максимально хорошие оценки в школе. «Если я приносил 85%, он всегда интересовался, где остальные 15. Тогда это было ужасно, его слова звучали как «Я никогда не смогу простить этого парня», но сегодня это очень полезно». Майкл решил, что станет актером, когда ему было 17. До того он и не помышлял о сцене и предпочитал в свободное от школы время искать подработки и не думать о будущем. Но, однажды приняв решение, он отправился в Лондон. Не внушай ему отец с детства, что все должно быть сделано на сто процентов, возможно, был бы Майкл сегодня бухгалтером. Но, решившись раз, он должен был дойти до конца. Лондон принял его холодно. Временная работа была, но серьезных ролей никто не спешил предлагать молодому актеру. «Я много лет провел, учась чему-то, но ни дня не работая толком. Иногда мне казалось, что, заходя в комнату, где проходят пробы, я просто источал запах отчаяния. Это замкнутый круг: ты должен работать, чтобы иметь какой-то опыт, но чтобы получить работу, ты должен представить свои предыдущие работы – а где их взять? Я здорово закалился на этих пробах, но потерял столько ролей…» Но он был упрям, тем более что его кумиры – герои кино 70-х: Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Аль Пачино, Джон Казале.

История Фассбендера – одна из немногих со счастливым концом. И он это отлично понимает: «Боже, это все вопрос удачи и времени. Ты должен быть готов в момент, когда у тебя появляется возможность получить роль. Когда мне предложили роль в «Голоде», я был уверен, что это именно то, что мне нужно, она одна мне нужна. В тот момент для меня это было как подставить ботинок в щель закрывающейся двери. И сегодня моя жизнь осталась прежней: друзья, семья. Но сегодня у меня есть работа и множество предложений. Но, черт побери, хотел бы я вас спросить: где вы были, когда мне не хватало монет даже на автобус?!»

Michael-Fassbender-and-Keira-Knightley-A-Dangerous-Method

Leave a Reply