Новости

Чему нас учат теории заговора

Последние нападения на вышки 5G стали типичной реакцией на очередную теорию заговора о том, что они распространяют коронавирус. Первая теория заговора случилась 331 г. до н.э. и позже была описана историком Титом Ливием. Когда Рим косила чума, о существовании этой болезни было известно мало, потому женщины из знати и рабы были обвинены в сговоре для приготовления ядов.

С тех пор теории заговора видоизменились, но никуда не пропали. Наоборот, стали гораздо популярнее и коварнее.

Согласно анализу Виктории Паган, историка из Университета Чикаго, каждая теория заговора имеет в своей основе страхи определенной группы людей, объединенных по национальному, половому или расовому признаку. Об этом сообщает BBC. Так, например, в Румынии, где репродуктивная свобода женщин долгое время контролировалась государством, прививки против ВПЧ почти никто из женщин не делает, несмотря на то, что они на 80% снижают риск рака шейки матки. Согласно этой теории заговора, медицинские корпорации хотят сделать женщин бесплодными.

Однако, благодаря развитию Интернета, многие теории распространяются далеко за пределы своей группы, видоизменяются в зависимости от страхов других групп: потому у одного и того же явления в разных интерпретациях может быть несколько причин (масоны, рептилоиды, НЛО).

Особенно быстро теории заговора формируются вокруг чего-то нового. Все явления в жизни мы воспринимаем через сказки, сплетни, анекдоты, которым сотни и тысячи лет. О новых явлениях сказаний нет и их приходится изобретать. Как и в сказке, в теории заговора всегда есть главный злодей и люди, которые имеют суперсилы (тайные знания) чтобы противостоять ему.

Если раньше теории заговора возникали среди бедного малообразованного населения, то сегодня их создают для политических манипуляций сильные мира сего. Например, Президент США Дональд Трамп уверял, что имеет доказательства выведение коронавируса в китайских лабораториях. А скандал с пиццерией, где приближенные к Хилари Клинтон люди якобы пытали детей, существенно подпортил ей рейтинг, хотя оказался абсолютно фальшивым.

Виктория Паган утверждает, что для снижения влияния теорий заговора на людей, наука должна быть доступнее и ближе к людям. Бедные люди должны иметь возможность получить образование, чтобы не искать ответы в сомнительных фактах. Тем же, кто не верит в теории заговора, наблюдение за их сюжетом может многое рассказать о группе, через которую они распространяются.