Лондон

Наедине с Восточным Лондоном

Принято считать, что все самое интересное в Лондоне случается в западной части города. А на востоке, как в школьном учебнике по английскому, «narrow and dull looking streets of East London». Этот стереотип настолько силен, что огромное количество жителей невосточного Лондона никогда не бывали дальше района Bank/Monument – и, надо сказать, зря. За последние несколько лет Восточный Лондон очень изменился. Свою роль здесь сыграли ХХХ Олимпийские игры, которые для того и проводили в Восточном Лондоне, чтобы сюда хлынули жизнь и инвестиции. Что, собственно, и случилось.

Самое большое новшество – это строительство самого большого в Европе торгового центра Westfield Stratford City, который смело можно назвать торговым городом. Здесь есть все: от бутиков Prada и Breitling до магазинов Victoria Secret и Apple Store, не говоря уже о вездесущих high-street-брендах. Помимо этого здесь можно есть еду всех народов мира, пить шампанское, стричься, смотреть кино или выставки фотографий, делать массаж, зайти в гигантский Boots или банк, а еще купить настоящий черный хлеб из литовской пекарни. Ну или пирожок с начинкой, такой, как делает мама.

На юг от этого товарно-сервисного изобилия расположен Canary Wharf. Это деловое сердце Восточного Лондона, где можно лицезреть сразу три высочайших здания Великобритании: One Canada Square, 8 Canada Square и Citigroup Centre. А если включить воображение, то может показаться, что вы не в Лондоне, а в Нью-Йорке, особенно ночью, когда стеклянные небоскребы светятся и мигают (огни безопасности для пилотов самолетов). Из-за смеси воды и стекла, мостов и легкого метро, которое едет на уровне третьего этажа, новостных лент, бегущих прямо по зданию, и объектов современного искусства, разбросанных по площади комплекса, может показаться, что вы не в Лондоне, а в Лондоне будущего. Особенно если прилететь сюда через Темзу по канатной дороге Emirates. При этом прямо за углом вас ждет Лондон прошлого – район портовых доков, каналов для переправки грузов и леденящих душу историй про Джека Потрошителя. Здесь же, в бывших зданиях фабрик, трудятся работники арт-мастерских, выплавляя скульптурные шедевры Марка Куинна и Аниша Капура. Первый прославился как создатель золотой скульптуры Кейт Мосс в позе йоги. Второй – установленными по городу зеркалами, отражающими небо, и 115-метровой стальной орбитальной башней – символом Олимпиады, которая напоминает траекторию полета выпавшего из гнезда птенца.

Поэтому те, кто хочет немного размять мышцы и выложить в Фейсбук нечто более экзотическое, чем зафотканный до дыр Портобелло-маркет, – добро пожаловать в восточную часть Лондона. В отличие от респектабельных районов запада здесь нет нескончаемых рядов одинаковых домов, белых и безличных, «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Зато полно урбанистических форм, индустриальной брутальности и намеков на непомпезную страницу истории Лондона. Одно из непомпезных, но очень интересных мест – Trinity Buoy Wharf, или, как его еще называют, Container city (город контейнеров).

Виток Изогнутой бухты

По сути, это небольшой район, состоящий из самых обычных грузовых контейнеров, в которых перевозят товары по воде. В контейнерах, поставленных друг на друга в творческом беспорядке, разместились жилые квартиры, офисы, фото- и прочие арт-студии. А в бывших складских помещениях верфи вольготно раскинулись кампус Университета Восточного Лондона (UEL) и множество интересных площадок для перформансов, корпоративов, свадеб и выставок. В целом Trinity Buoy Wharf – комплекс исторических доков и современных конструкций из цветных контейнеров, находящийся наротив O2-арены, на речном берегу, который называют Bow Creek, или Изогнутой бухтой. Именно здесь река Ли соединяется с Темзой. Открывающийся вид на Лондон – как минимум нетрадиционен: среди стеклянных джунглей Кэнэри Уорф и прочей современной застройки удобно примостилась рогатая, похожая на жука, O2-арена, зажатая в плен петлей течения Темзы. Все это чем-то похоже на Дубай (если придумать, что над головой светит солнце, а не лежит небо). На берегу, с которого открывается вид на это великолепие, уютно пришвартовались ярко-красные лодки-маяки. Раньше в условиях избытка воды и недостатка суши их использовали вместо маяков. Теперь они обросли цветочными горшками и солнечными батареями на крышах и помимо ПМЖ для местных обитателей служат живописным дополнением Trinity Buoy Wharf.

Да будет свет!

Совсем неприметный, малюсенький домик, на который-то и внимание не сразу обратишь, при ближайшем рассмотрении приобретает значимость мировых масштабов. Это лаборатория света Майкла Фарадея. Вспомнили учебник физики? Фарадей стал известен благодарая своим открытиям в области электромагнитных полей. Однако в течение жизни он не только тер эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, но и много работал со светом и линзами. В 1836 году Фарадей был назначен научным советником Тrinity House Corporation, которая в то время владела этой территорией. Корпорация представляла собой ассоциацию моряков и грузчиков, которые в 1514 году получили королевский патент и право производить и возводить сигнальные башни, маркеры и прочие знаки на воде. Некоторые из их башен до сих пор возвышаются в округе. Но вернемся к Майклу Фарадею. Именно здесь, в миниатюрной деревянной каморке, он, будучи советником корпорации, 30 лет разрабатывал оптические линзы и системы вентиляции для маяков. В лаборатории Фарадея сохранилась оригинальная обстановка: стол, полки, линзы, кошка. Все это позволяет наглядно убедиться в том, из какого сора росла наука в XIX веке. В знак благодарности ученому местные жители украсили комнату стеклянными шариками, и она заиграла всеми цветами радуги в отблесках солнца, воды и фотовспышек.

Пройти сквозь тысячелетия

В одном шаге от лаборатории Фарадея находится единственный в Лондоне маяк (Bow Creek Lighthouse). Но, как и стоило ожидать от креативных обитателей контейнеров, они поместили в маяк нечто необычное. В полночь 31 декабря 1999 года в маяке был установлен механический гонг, который, по задумке его автора Джема Файнера (Jem Finer), будет звучать без остановок до последней секунды 31 декабря 2999 года. Каждый день репертуар гонга меняется, поэтому каждый человек, слушающий его, слышит свой уникальный кусочек композиции в первый и последний раз. По задумке автора, гонг будет находиться в этом маяке тысячу лет, и это станет прекрасным экспериментом на тему: как самодостаточная система, в данном случае «гонг – маяк», может поддерживать себя сама в течение исторически значимого срока в тысячу лет. В маяк можно совершенно спокойно зайти и слушать биение гонга сколь угодно долго, хоть 986 лет, оставшихся до 2999 года.

Хлеб и зрелища

Когда в одном месте сосредоточены вид, музыка и вода, то где-то поблизости должна быть и еда. Ведь любознательность отнимает столько сил… На территории Trinity Buoy Wharf есть настоящее американское придорожное кафе-вагончик «Fat Boys Diner». Именно в таких кафешках набоковская Лолита, болтая ногой в короткой шортине, поглощала мороженое, шипучку и картошку-фри. Даже если вы, как я, в состоянии засунуть в себя маслянистый обрубок картошки-фри только под угрозой полного истощения и вымирания, все равно попробуйте картошку-фри в «Fat Boys Diner». Уж не знаю, как они это делают, но картошка у них получается легкая, воздушная и хрустящая. Из других прелестей американской кухни – сочный гамбургер и float – шарик мороженого, плавающий в газировке. Веса филейным частям может добавить и тот факт, что сидеть вы можете именно в том уголоке, где покоилось нежное место Гвинет Пэлтроу в фильме «Осторожно, двери закрываются» («Sliding Doors»), сцены которого снимались в «Fat Boys Diner». Продюсеры уже давно облюбовали и Trinity Buoy Wharf, и этот ресторанчик. Не считая множества авторских работ, здесь снимали некоторые сцены таких блокбастеров, как «Красавчик Алфи, или Чего хотят мужчины» («Alfie») c Джудом Лоу и Сиеной Миллер и «Джеймс Бонд: И целого мира мало» («The World is not enough) с Пирсом Броснаном. В связи с этим следует быть начеку и следить за обстановкой. Неожиданно может нагрянуть съемочная группа и использовать посетителей в качестве массовки.

Как добраться?

DLR / станция East India, не переходя моста, сразу спускайтесь к южному выходу и следуйте за голубыми указателями. В навигаторе: Orchard Pl.

Leave a Reply