Музыкальный калейдоскоп
Приближающиеся новогодние праздники – дополнительная возможность насладиться разнообразной музыкой. Слово «планировать» звучит здесь несколько кощунственно, но уже за месяц можно начать подбирать, что послушать. Что-то новое стоит на полках ещё не прослушанное, что-то старое давно хочется переслушать, а что-то возникает спонтанно в эти чудесные дни, образуя причудливый музыкальный калейдоскоп. Иногда это очень не совместимая стилистически или по настроению музыка, но на контрасте ощущения острее, тем более в эти праздничные и немного волшебные дни.
В уходящем году я много слушал романтиков – Шумана, Брамса, Мендельсона… На полке уже стоят приготовленные записи фортепианных сонат Шуберта. Из законченных сонат Шуберта три последние, под номерами 19 – 21, считаются вершиной совершенства. Мне же нравятся практически все. Большинство произведений Шуберта отличает мелодизм и лиричность, а в случае сонат это ещё и необычные импровизационные отступления от формы. Некоторые части кажутся растянутыми, но только сначала, развитие темы, а порою и глубокий драматизм, заставляют полностью погрузиться в музыкальное произведение.
Я давно планировал переслушать сонаты Шуберта в хронологическом порядке и сравнить разные исполнения. В моей коллекции его записи преимущественно в исполнении Алексея Наседкина и Святослава Рихтера. Если Рихтер не нуждается в представлении, то наследие Наседкина просто обязано найти своего массового слушателя. Конечно, не совсем верно будет назвать его имя забытым – в Ярославле проводится Конкурс молодых пианистов имени Алексея Наседкина. Его исполнение сонат Шуберта виртуозно! Единственная проблема состоит в том, что сложно найти переиздания в цифре, но для тех, кто слушает винил, найти старые пластинки на «Мелодии» не станет проблемой.
На другой полке приготовлены записи шведского джаза. Для зимы эта музыка подходит идеально. Хорошо начать с записей 60-х годов замечательного пианиста Яна Йоханссона (Jan Johansson), с его интерпретаций народной музыки. К примеру, с одной из джазовых пластинок «Jazz På Svenska» 1964 года. Возможно, лучшей джазовой версией русской народной музыки является запись Йоханссона 1967 года «Jazz På Ryska» («Джаз по-русски»). Подобного деликатного отношения к фольклору и столь интересного развития тем у наших джазменов не найдешь. У Йоханссона есть ещё и «Spelar Jazz På Ungerska» («Джаз по-венгерски»).
Советуем приготовить для прослушивания ещё «рождественскую» пластинку трио Георга Вадениуса (Georg Wadenius), Арилда Андерсена (Arild Andersen) и Яна Лундгрена (Jan Lundgren) (гитара-фортепиано-контрабас) «Jul På Svenska» 2009 года. Нордически выдержанная, очень тонкая и красивая работа, но при этом очень тёплая и добрая. Пластинка вышла на немецком лейбле Act, на нем же вышла и «трилогия» других шведских джазменов: саксофониста Йонаса Кнутссона (Jonas Knutsson) и гитариста Йохана Норберга (Johan Norberg) «Norrland». Эти пластинки выпущены в 2004, 2005 и 2008 годах. Норланд – самая северная и малонаселённая часть Швеции. На записях чередуются народные темы и пьесы авторства музыкантов. Мне очень близка их музыка.
Ну, и обязательно послушайте новинки от британских рок-звёзд, которых язык не повернётся назвать ветеранами. В сентябре вышла пластинка Ринго Старра (Ringo Starr) «Give More Love», записанная при участии сэра Пола МакКартни (Paul McCartney), Джо Уолша (Joe Walsh) и Эдгара Уинтера (Edgar Winter). Сольные записи Ринго сложно назвать шедеврами, но это добротно сделанная музыка, которую можно слушать с удовольствием, не вспоминая о том, что Ринго был участником великолепной ливерпульской четвёрки.
В сентябре вышла ещё одна пластинка, заслуживающая внимания, с каверами блюзовой классики в исполнения Вана Моррисона «Roll With The Punches». Моррисон хорош, всегда узнаваем и интересен, даже если это альбом каверов. К сожалению, многие музыканты, чей пик пришелся на 60 – 70-е годы прошлого века, этим порою злоупотребляют.
Пластинка, которую также хочется рекомендовать – октябрьский релиз Роберта Планта (Robert Plant) «Carry Fire». Начиная с пластинки «Dreamland», выпущенной в 2002 году, практически забываешь, что он был солистом легендарных Led Zeppelin. Плант делает очень современную и качественную музыку, а его последние записи необыкновенно интересны.
В заключении хочется пожелать всем хорошо проводить уходящий год, послушать и насладиться тем, чем ещё не успели в суете и заботах, и, конечно, в наступающем году – новых музыкальных открытий, которые у каждого сложатся в свой уникальный яркий калейдоскоп.