«Лунана: як в классной комнате» — драма для души из Бутана
Фильм «Лунана: як в классной комнате» так же трогателен, как и рассказанная в ней история о потерянном артисте. Он находит смысл жизни (и новое применение навозу животного) обучая детей в самой отдаленной школе мира.
Фильм великолепно снят в потрясающих местах, возле самой отдаленной школы на Земле, в изолированном горном поселке в Бутане. Актерский состав, состоящий почти полностью из начинающих актеров, чудесно справился с поставленной задачей. Этот фильм знаменует собой яркий дебют сценариста и режиссера Паво Чойнинга Доржи.
Фильм получил призы зрительских симпатий на многочисленных фестивалях, в том числе в Палм-Спрингс и Каире, «Лунана», и был номинирован на прошлогоднюю премию «Оскар» — большое достижение для крошечного гималайского королевства, едва ли крупного игрока мирового кинематографа.
Он стал первым фильмом из Бутана, когда-либо номинированным на «Оскар», и попал в категорию международных художественных фильмов. Привлекательность «Лунана: як в классной комнате» трудно не заметить: несмотря на довольно наивный посыл и до боли сентиментальный фильм, он настолько чист духом и открыт сердцем, что его хочется вдохнуть, проживая на полную.
Угьен, главный герой, который живет со своей бабушкой в столице Тхимпху, мечтает о музыкальной славе в Австралии. Работая учителем в течение пяти лет на обязательной государственной службе, он отличился лишь отсутствием мотивации и ничем другим. Когда босс Угьен назначает его на недавно освободившийся пост в Лунане с населением 56 человек и дорогой в восемь дней, его первый ответ — жалкая попытка отговориться от переезда, из-за «проблемы с высотой».
Уже в пути Угьен все также продолжает быть недовольным, смотря лишь себе под ноги и не замечая захватывающие дух пейзажей. Он идет молча, не говоря ни слова Мичену и Сингье, веселым местным жителям Лунаны, посланным сопроводить его в свою деревню. Когда Угьен наконец-то прибывает в поселение, он видит, что все так ужасно, как он себе и представлял. Здесь нет сотовой связи, его жилье, мягко говоря, спартанское, а электроснабжение от солнечных батарей в лучшем случае прерывистое.
«Лунана: як в классной комнате» передает поэтическое ощущение места и характера, поскольку фильм следует за упрямым молодым учителем Угьеном (потрясающий Шераб Дорджи, возглавляющий отличный состав новичков на экране) в место, где электричество нестабильно, а Wi-Fi отсутствует, но до облаков можно “дотронуться руками”. Интересно, что, как и главному герою фильма, создателям фильма пришлось отказаться от многих современных удобств для жизни в гималайской деревне Лунана. И производство фильма также полностью зависело от солнечной энергии.
В сценарии Донджи найден идеальный баланс нежного юмора и жизнеутверждающей драмы. Забавные ситуации никогда не выходят за рамки, а сообщения фильма о том, что нужно стремиться к счастью и ценить людей, животных и места вокруг нас никогда не звучат проповеднически или поучительно. В сочетании с великолепными визуальными эффектами ведущего кинематографиста Джигме Тенцинга («Хема Хема: спой мне песню, пока я жду», «Красный фаллос») Донджи создал фильм, который неотразимо развлекает и поднимает настроение.
По материалам: The Guardian, The Hollywood Reporter, Variety