Linley Sambourne House
То ли по счастливой случайности, то ли по иронии судьбы дом главного художника–карикатуриста журнала «Панч» (Punch) Эдварда Линли Самбурна сохранился в своей первозданности и вызывающей умиление эклектичности точно таким, каким был в конце XIX века. Вся обстановка, все мелочи и детали меблировки, обои, ковры, приборы, вазы, картины, тщательно подобранные владельцами, пребывают на своих местах – как законсервированное время. Кажется, будто с современной модели «Бентли» пересел на «Форд» выпуска 1912 года и отправился на сто лет назад.
Идея сохранить этот типичный и одновременно уникальный образец интерьера викторианской эпохи возникла совершенно случайно: в 1957 году на традиционной вечеринке по случаю празднования дня Гая Фокса в доме Самбурна одна из его наследниц, леди Росс, предложила основать Викторианское общество. Энн Росс, конечно, руководило желание сохранить фамильный дом как живой музей викторианских времен. В конце 1950–х это звучало довольно необычно. В моде тогда господствовал минималистский стиль интерьеров с предельно простой, без тяжеловесных деталей декора мебелью, посудой, кухонной утварью. Такое убранство стало меркой времени и свидетельствовало о прогрессивных взглядах хозяев. Соответственно, викторианский стиль в те годы воспринимался как анахронизм и чуть ли не образец безвкусицы: политика чистых голых стен эры джаза и абстракции агрессивно отвергала перегруженные картинами, коврами и безделушками интерьеры викторианской эпохи. Желание создать общество, хранящее отжившие традиции, было своего рода вызовом тогдашней моде и вкусам. Как иногда полезно смотреть чуть дальше кончика носа!
Так, в 1980 году дом на Стаффорд Терасс, 18, где начиная с 1875 года проживали несколько поколений семьи Самбурн, открыл свои двери для публики – уже как музей. С 1989 года здание принадлежит Королевскому округу Кенсингтон и Челси, оставаясь под управлением Викторианского общества. Обстановка, внутренняя атмосфера дома дают уникальную картину быта представителей среднего класса, обитавших в лондонском особняке конца XIX века. Эдвард Самбурн, живший здесь с женой и двумя детьми, был страстным последователем движения эстетизма, диктовавшего вкусы среднего класса. Согласно доктринам этого направления в искусстве, обилие экзотических и иностранных объектов – типа японских ваз, турецких ковров, африканских этнических предметов – было свидетельством хорошего тона в интерьерах домов. Обои Уильяма Морриса, витражи, хрустальная посуда и утварь, эмалированная расписная посуда, уникальные стеклянные абажуры, турецкие ковры, коллекция искусства – не перечислить всех деталей убранства дома Самбурна; не зря ряд эпизодов фильма Джеймса Айвори «Комната с видом» снимались в этих интерьерах.
Владелец дома – Эдвард Линли Самбурн – личность неоднозначная, вполне вписывающаяся в образ художника–эксцентрика викторианско–эдвардианского времени. Начав в 16 лет с ученика чертежника–рисовальщика в инженерной кораблестроительной фирме в Гринвиче, он выказывал мало энтузиазма в черчении, зато с воодушевлением делал остроумные рисунки и наброски знаменитостей. В 1867 году один из его скетчей попал в руки редактора сатирического журнала «Панч» Марка Лемона. Этот случай круто изменил будущее Самбурна. Он был приглашен на работу в «Панч», где трудился более сорока лет. Гротескные острые карикатуры Линли свидетельствуют об ироничном уме и богатой фантазии, а разнообразие стилей, в которых он работал – о недюжинном таланте рисовальщика (в архиве музея более 1000 карикатур, рисунков и скетчей художника).
Не менее сильной страстью Самбурна была фотография. Одну из комнат в аттике он переоборудовал в фотостудию, а ванную – в фотолабораторию. И если поначалу фотоснимки служили ему лишь подготовительным материалом для рисунков, то с годами фотографирование превратилось в хобби, скорее напоминавшее зависимость. Все члены семьи, друзья и даже прислуга были задействованы как модели фотокомпозиций по его сценариям: кучер позировал в костюме императора Нерона, сын – в одежде трубочиста, дочь – как героиня книги Чарльза Кингсли и т. д. Чаще всех приходилось работать моделью супруге Мэрион, которая не была в большом восторге от фривольных поз и одеяний, соответствующих замыслам Самбурна.
Зато когда жена с детьми уезжала на отдых к морю, вечно занятый работой супруг использовал их отсутствие для фотосессий, на которые приглашал молодых дам, работавших моделями в Кенсингтонском фотоклубе. Кстати, многие из этих моделей позировали также для полотен известных художников–прерафаэлитов, перед которыми Самбурн преклонялся. Провокационные позы, в которые Линли усаживал свои обнаженные модели, были весьма далеки от нормативов викторианских портретов. Эти фотографии Линли хранил в тайнике, показывая только ближайшим друзьям–джентльменам (благо весь процесс проявки и печатания фотографий он освоил сам и мог осуществлять без свидетелей). Интрига, или обратная сторона викторианской морали, состояла в том, что эти постановочные фотографии были сделаны в доме, где Самбурн проживал со своей семьей. И хотя лица обнаженных моделей часто прикрыты рукой, а фон замаскирован, нет–нет да и проскользнет фотография, на которой «ню» запечатлена в кресле его жены. Впрочем, Мэрион, скорее всего, догадывалась о «секретах Лила» (это выражение довольно часто встречается в ее дневнике).
В архиве Самбурна сохранилось около 15 тысяч снимков – впечатляющая фототека типажей в национальной, военной, псевдоклассической, карнавальной одежде; портреты знаменитостей, друзей, иронично-карикатурные автопортреты и т.д. Пожалуй, наиболее интересны фотографии Самбурна, снятые скрытой камерой на улицах Лондона и Парижа. Молодые женщины даже не подозревали, что их фотографируют. В этих снимках сама суть фотографии как таковой – внезапность мгновения, документ, хроника жизни, эпохи и тонкое понимание хрупкости, мимолетности душевного состояния человека.
Один из «секретов Лондона», дом Эдварда Линли Самбурна в Кенсингтоне, можно посетить, предварительно зарезервировав экскурсию по телефону 020 7602 3316. Костюмированный тур по музею ведут актеры. Их рассказы об истории дома и его обитателей основаны на реальных дневниках членов семьи Самбурн.
18 Stafford Terrace, London W8 7BH
Tel: 020 7602 3316
www.rbkc.gov.uk