Путешествия

Крит шепот древних легенд

Минойская цивилизация, или цивилизация древнего Крита, с давних времен отличалась своей уникальностью. Зародившаяся еще в третьем тысячелетии до нашей эры, она процветала задолго до материковой Греции и тем более Рима и развивалась наравне с древним Египтом, Анатолией и Междуречьем.

В тишине острова

Когда на Крите было изобретено линейное письмо, по Земле в некоторых местах еще бродили мамонты. Каждое поселение Крита связано с множеством мифов, история острова удивительна и романтична, а теплый климат и живописность делают его, пожалуй, одним из самых идеальных мест для влюбленных.

Мое первое знакомство с Критом произошло вне туристического сезона. В это время Крит чем-то напоминает квартиру утром 1 января, когда на кухне или в гостиной еще стоит неприбранный после веселья праздничный стол, гости уже ушли, подарки раскрыты, и во всем доме вдруг воцаряется атмосфера необыкновенного спокойствия, уюта и радости. То же самое и с Критом – клубы, стриптиз-бары и другие заведения, предназначенные для желающих бурно отдохнуть, на главной улице Херсониссоса закрыты, что, честно признаться, совсем не огорчает, а на улице и в ресторанах заметно больше местных жителей, чем отдыхающих. Тем не менее трудно испытывать сожаление из-за отсутствия толп отдыхающих, потому что остается прекрасный и сказочный остров. По вечерам, гуляя по белоснежной, нагретой за день набережной Херсониссоса, можно представить, как несколько тысяч лет назад по этой округе ходили боги, герои, нимфы, цари и чудовища.

Открытие сказочного города Кносса

Согласно всем известному мифу, первой царицей Крита стала похищенная Зевсом Европа, финикийская принцесса несравненной красоты. Гуляя вместе с подругами по цветочному склону, Европа встретила чудесного быка, пахнущего амброзией, и решила на нем прокатиться. Но едва Европа села на спину загадочного животного, как оно бросилось к морю и пустилось вплавь. Бык, оказавшийся всемогущим Зевсом, привез Европу на Крит, где она и стала править, положив начало великой Минойской цивилизации. В Британском музее этой древней культуре посвящена отдельная секция, а в пригороде Хераклиона располагается Кносс – дворец царя Миноса, сына Европы. Он сохранился лишь частично и представляет собой лабиринт комнат, колоннад и троп, в котором, возможно, жил и сын Миноса, чудовище Минотавр.

Несмотря на то, что Кносс – это самый древний город в Европе, о его существовании узнали сравнительно недавно – в конце XIX века, когда его случайно обнаружил грек Минос Калокаиринос, а чуть позже раскопками занялся знаменитый английский археолог сэр Артур Эванс. Место этого ученого в археологии неприкосновенно, многие считают сэра Эванса неким китом истории древних цивилизаций, однако сегодня его роль в открытии Кносса вызывает у некоторых скепсис и даже критику. Уверенный в своей правоте британец не только раскопал, но и дополнил чудесный дворец собственными постройками и идеями. Так, на одной стене Кносса можно увидеть ярко-синюю фреску, изображающую дельфинов. Очевидно, что она является образцом живописи более позднего периода. Оказывается, что фреска была воссоздана Артуром Эвансом и художником Питом де Йонгом на основе крохотных фрагментов доантичного искусства, найденных во время раскопок. Яркость красок и отличность плавающих по стенам дельфинов от оригинального стиля дворца не совсем вяжутся с окружающей древностью.

Хотя самое главное в этом месте, наверное, не архитектурная самобытность дворца, а атмосфера мистической, канувшей в прошлое цивилизации, которая когда-то существовала среди этих хвойных холмов и приземистых оливковых рощ.

На горе Харакас

Мы остановились в традиционной деревне Кутулуфари, которая была выбрана не случайно. Повиснув на склоне горы Харакас, она сочетает в себе, как говорят англичане, «лучшее двух миров». Тихая и удивительно живописная деревня в то же время полна замечательных ресторанов и кафе, где можно отлично поужинать. Причем с потрясающим видом на набережную Херсониссоса и море.

Следуя греческой традиции гостеприимства, большинство заведений обязательно предложат вам что-нибудь в подарок – либо десерт, либо рюмку узо или раки, либо «и того и другого, и без хлеба». Разговаривая о Кутулуфари, один местный житель как-то гордо заметил: «У нас тут три такие красивые деревни – это Кутулуфари, Пископьяно и Старый Херсониссос. Все остальное не то». Действительно, немного прогулявшись на запад, можно набрести еще на два чудесных селенья, в которых люди живут в невысоких, белокаменных домах с синей крышей, а по вечерам собираются в излюбленных тавернах с открытой террасой. В Пископьяно также располагаются знаменитая церковь Св. Иоанна, построенная еще в XVI веке, и музей фольклора. А в Старом Херсониссосе есть изумительная старинная площадь, выложенная булыжником. Она полностью окружена тавернами с большими традиционными печами и разноцветными фонарями.

Засидевшись однажды вечером после ужина, мы оказались вовлеченными в просмотр матча Португалия – Греция, который проходил в Португалии. На беду футболистов во время игры начался ливень, причем такой сильный, что он в считанные секунды превратил поле в болото. Но так как перенести матч на другое число было невозможно из-за занятости обеих команд, бедные игроки должны были продолжить гоняться за мячом под промозглым холодным душем. Мяч не отскакивал у них от ног, они то и дело падали, и смотреть на это действо было просто невыносимо. Сидящая за соседним столиком группа критян сначала болела только за свою команду, а потом начала поддерживать и португальцев. «Вот бедняги! Играли бы сегодня на Крите – совсем другое было бы дело», – с сожалением заметил официант. Было невозможно не посочувствовать продрогшим, измазавшимся в грязи футболистам, и в то же время закрадывалась радостная мысль, что в Лондоне, наверное, тоже дождь и холод, а здесь, на Крите, солнечно и совсем по-летнему тепло.

«И море, и Гомер –
все движется любовью.
Кого же слушать мне?

И вот Гомер молчит…»

(О. Мандельштам)

Спускаясь с горы Харакас к морю, оказываешься в центре порта Херсониссос. Это тоже один из самых древних городов Европы, не раз упоминавшийся у Гомера. Располагающийся на стыке Средиземного и Эгейского морей, он некогда был портом легендарного города Литтоса, в котором, согласно античной мифологии, родился сам Зевс и который позже превратился в спартанскую колонию. Хотя перефразируя фразу из рассказа «Господин из Сан-Франциско», тут «повсюду одно и то же», а каждый город в округе «непременно знаменитый». Действительно, здесь историей дышат не только стены, но даже воды пляжа. Заходить в море в некоторых местах сложно из-за того, что по дну протягивается вереница плит и камней. Плиты обросли мхом и водорослями, и в них непросто угадать останки римского города, которые за много веков успели полностью погрузиться в море. Но если прогуляться по побережью на запад, можно набрести на цепочку уединенных бухт, в которых легко заходить в воду и отлично плавать. Вода в море чистая и прозрачная, поэтому легко заметить то здесь, то там проносящуюся возле стоп рыбу.

Сейчас порт города Херсониссос служит в основном туристическим или рыболовным целям. Отсюда на одном из местных кораблей всего за двадцать евро можно отправиться в романтический дневной круиз по побережью с заходом в красивую деревню Сисси. Правда, качество круиза, к сожалению, довольно сложно предугадать. Так, капитан нашего судна выделил всего скромных пять минут на плавание в открытом море, а затем решил не заходить в последний намеченный пункт плавания – пещеру и привез пассажиров обратно на час раньше. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», – было написано на его смуглом приветливом лице.

Когда день подходит к концу, приятно расположиться на скамеечке возле крохотной церквушки, вытесанной из камня над морем, и смотреть на закат. Горы загораживают солнце, которое садится по другую сторону острова, но остается пламенное южное небо, которое каждый вечер окрашивает себя и море в новые тона. Согласно еще одной легенде, по этому небу однажды промчались гений Дедал, создатель крыльев, вместе со своим сыном Икаром. К сожалению, нетерпеливый юноша подлетел слишком высоко к солнцу, опалил крылья и упал в море. Но о его храбрости были созданы шедевры живописи и поэзии.

Зимнее солнце Крита не опаляло. Оно мягко пригревало, приоткрывая завесу, за которой таился другой, нетуристический остров – спокойный, молчаливый, радостный и невероятно романтичный.

автор:  Татьяна Мовшевич


View Larger Map

Leave a Reply