Ковент-Гарден. Поле чудес в центре Лондона
Поле чудес, о котором здесь речь, это Ковент-Гарден. Собственно Ковент-Гарден — это и квартал, и главная его площадь, и старый рынок, и здания оперы и балета Royal Opera House. Само название — это слегка искаженное английское convent garden — «монастырский сад». В этих краях в Средние века монахи Вестминстерского аббатства разводили фрукты и овощи. Как говорится, свято место пусто не бывает: позднее здесь располагался главный городской рынок сельхозпродукции, закрывшийся в 1974 году. Правда он не совсем закрылся, а переехал с северного берега Темзы на южный, в квартал Девять вязов (Nine Elms), значительно вырос в размерах и зовется теперь «Новый Ковент-Гарден». А колоритное старое здание рынка, построенное в 1820-х, и площадь его окружающая превратились в торгово-ресторанно-развлекательный комплекс.

Кроме Королевской оперы на площадь выходит также чудесный Музей лондонского транспорта, где можно полюбоваться на образцы конных омнибусов, даблдекеров, черных кэбов, вагонов метро и даже троллейбусов, которые ходили по Лондону когда-то, но уже не ходят. И не только полюбоваться, но и посидеть внутри и порулить, правда понарошку. В ста шагах от него — небольшой музей первого полицейского участка в Лондоне на Боу-стрит. Здесь среди прочего можно посетить тюремную камеру, где находился в предварительном заключении драматург Оскар Уайльд.

К Королевской опере надо добавить еще 37 театров Ковент-Гарден, в том числе и второй оперный театр британской столицы London Coliseum с огромным шаром на крыше, в нем базируется Английская национальная опера. В этом квартале уже не один год не сходят со сцены многие знаменитые мюзиклы, такие как «Мама Мия» или «Король лев». В самом старом из сохранившихся театров Лондона Друри-Лейн (Drury Lane) идет один из свежих мюзиклов — «Холодное сердце» (Frozen). А в театре Сент-Мартин уже 72 года каждый вечер (с перерывом на пандемию) ставят «Мышеловку» Агаты Кристи. Это абсолютный рекорд согласно Книге рекордов Гиннеса. В нескольких сотнях метров от этого театра стоит единственный в Лондоне памятник Агате Кристи, установленный в честь шестидесятилетнего юбилея «Мышеловки». И продолжая тему: на площади Ковент-Гарден в 1662 году состоялась премьера кукольного шоу Панча (английский Петрушка). Так была заложена традиция, сохранившаяся до наших дней — популярное развлечение как для детей, так и для взрослых.

Все это не считая разнообразных уличных представлений, которыми можно любоваться бесплатно: цирковых, оркестровых и даже оперных. Да-да, в старом здании рынка есть место, где выступают безработные оперные певцы в надежде, что кто-нибудь из начальства Королевской оперы их заметит и пригласит на работу! На улочке же Сент-Джеймс, соединяющей станцию метро Covent Garden с площадью, стоят живые скульптуры в самых невероятных обличиях и нарядах.

Площадь Ковент-Гарден — самая старая в Лондоне. После того, как король Генрих VIII в XVI веке уничтожил все монастыри, эти земли перешли к графам Бедфордским. В 1630-х годах первый английский архитектор-классицист Иниго Джонс смог убедить четвертого графа Бедфордского Фрэнсиса Рассела построить квартал для богатой публики с центральной площадью на манер итальянской пиаццы. Надо сказать, что идея большого незастроенного участка на дорогой земле была в те годы попросту революционной. Джонс не только разбил эту площадь, но и возвел церковь Сент-Пол (не путать с одноименным кафедральным собором Лондона), причем, поскольку место для нее было отведено с западной стороны площади, ему пришлось построить церковь так, что она выходит на площадь задней заалтарной стороной, то есть ориентирована задом наперед. Так или иначе, район, выросший вокруг площади Ковент-Гарден, стал первым кварталом Вест-Энда, территорией между двумя историческими центрами Лондона — Вестминстером и Сити. Добавим, что самый первый сквер Лондона и мира, или по-английски garden square, был разбит тридцатью годами позднее — это был Блумсбери-сквер в соседнем квартале Блумсбери.

Главная приходская церковь квартала св. Павла зовется «артистической» по той причине, что здесь по традиции отпевают и хоронят людей творческих профессий. В ней покоится прах примы-балерины Королевской оперы Марго Фонтейн, партнерши Рудольфа Нуреева, похоронены Гринлинг Гиббонс, резчик по дереву из команды Кристофера Рена и придворный портретист заката династии Стюартов Питер Лили. Есть тут мемориальные доски в честь Чарли Чаплина и Вивьен Ли.

Если напрячь память, то выясняется, что мы про Ковент-Гарден уже где-то слышали и где-то его видели. Именно на этот рынок отправляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон в поисках гуся, проглотившего бесценный брильянт в рассказе «Приключения голубого карбункула».

На этой площади начинается действие пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Под портиком церкви св. Павла укрываются от внезапного летнего ливня разношерстная публика. Среди людей профессор-лингвист Генри Хиггинс, полковник Пикеринг и торговка цветами Элиза Дулитл. Хиггинс по ее выговору определяет откуда она родом. А позднее заключает пари с Пикерингом, что сможет за полгода выдать Элизу-замарашку за герцогиню на приеме у посла.

Здесь же снимались сцены музыкальной киноверсии «Пигмалиона» фильма «Моя прекрасная леди» 1964 года. А в предпоследнем фильме Альфреда Хичкока «Безумие» 1972 года сам Хичкок, любитель камейных появлений в собственных фильмах, укладывает на рынке картофель в мешок. Это, кстати, одновременно и намек на то, что отец великого кинорежиссера-лондонца был простым зеленщиком на рынке Ковент-Гарден.

Все чудеса этого квартала трудно перечислить. К гранд-отелю Савой на Стрэнде ведет единственная в Великобритании улица с правосторонним движением. Можно также отдельно рассказывать о черном коте Гаспаре — талисмане этого отеля. В Савое снималась заключительная сцена с пресс-конференцией ленты «Ноттинг-Хилл». В Ковент-Гарден на Мейден-лэйн родился и вырос самый выдающийся британской художник Уильям Тернер, чей лик сейчас красуется на британской двадцатифунтовой банкноте.

Для любителей изучать карты можно обозначить границы Ковент-Гарден примерно так: на севере это улица Нью-Оксфорд-Стрит (New Oxford Street), на западе — Чаринг-Кросс-Роуд (Charing Cross Road), на востоке Kingsway, а на юге… Тут есть неясность. Некоторые считают, что южная граница квартала улица Стрэнд (Strand), когда-то главная дорога, соединявшая два исторических центра Лондона. А некоторые, включая и меня, настаивают, что Ковент-Гарден спускается до самой Темзы.

Думаю не я один из тех, кто то и дело примеряет на себе крылатое изречение Остапа Бендера «Мы чужие на этом празднике жизни». Вот здесь, например, или вон там я чужой или свой? Особенно остро стоит этот вопрос у нас, эмигрантов. Однако есть в Лондоне место, где я почему-то всегда чувствую себя своим, как будто оно специально для меня создано. И место это — Ковент-Гарден.
Автор: Джерри Миллер
Март 2025