ПсихологияТехно

Как красиво участвовать в онлайн-спорах

Создателя Facebook Марка Цукерберга журнал Time назвал «Человеком года» еще в 2010 году. Считалось, что разногласия и конфликты утихнут, когда люди начнут больше общаться в социальных сетях. Но спустя десятилетие стало ясно — ярость в соцсетях только нарастает и выплескивается в реальные акты насилия, такие, как штурм Капитолия или нападения на активистов.

Как красиво участвовать в онлайн-спорах

Есть большой соблазн обвинить технологии в росте разногласий и негатива. Предприниматель из Кремниевой долины Пол Грэм говорит, что интернет — это благодатная почва для проявления несогласия.

Например, пользователи с большей охотой прокомментируют статью СМИ или заметку блогера, с которой они не согласны. В отличие от тех, кто согласен, несогласным есть что сказать. К тому же несогласие вызывает больший эмоциональный отклик (гнев) у человека и мотивирует его вступить в дискуссию. Гневные посты получают больше репостов, материалы с крайними версиями несогласия получают больше внимания.

Но социологи и антропологи дают этому механизму более глубинные объяснения. По словам антрополога Эдварда Т. Холла (Edward T. Hall) в человеческой цивилизации существует два типа коммуникационной культуры: с высоким уровне контекста и низким уровнем контекста. Первая — это культура «междустрочья», когда большая часть сказанного подразумевается, смысл формулировок неоднозначен и косвен.

Культура низкого контекста — это прямое выражение мыслей и чувств. Из-за урбанизации, доступности каналов информации и открытости границ все меньше остается места для высокого уровня контекста — разные люди просто не улавливают смысл «между строк».

Потому на первый план выходит коммуникативная культура низкого контекста. Ее прямота дает возможность быть услышанным и понятым, но и вызывает конфронтацию. Споры из-за прямых высказываний наполняют мозг химическими сигналами, как во время реального нападения. В итоге у человека запускается механизм защиты — бегство или атака. Дискуссия превращается в серию взаимных атак, когда аргументы заканчиваются, в ход идут оскорбления, и все обычно заканчивается взаимной блокировкой.

агрессия в соц.сетях

Социолог Эрвинг Гоффман (Erving Goffman) объясняет, что людям важно  создать «лицо» — образ своей желаемой личности. Мы ходим с «лицом» на свидания, собеседования или знакомимся с родителями партнера. Если нашу компетентность или статус ставят под сомнение, то «лицо» рискует осыпаться, что заставляет человека чувствовать психологический дискомфорт. Так, например, кто-то может не пойти на свидание или собеседование, если есть угроза его «лицу».

Часто психологи советуют давать в общении с человеком подтверждение его «лица». Признавать его компетентность, чтобы расположить к себе и добиться поставленной цели общения.

Этот прием также используют переговорщики с террористами и люди, которые угрожают лишить себя жизни. Часто эти люди идут на крайние меры, так как стремятся получить подтверждение своей важности. Если полицейскому удается убедить в этом визави, то в большинстве случаев он перехватывает инициативу и разрешает ее в свою пользу. Если такой уверенности переговоры не дают, то человек может прибегнуть к насилию, как к крайней мере, — «Я докажу, что я важен!».

В социальные сети приходят со своими «лицами», чтобы получить лайки, репосты и подписчиков. Нередко пользователи берут дорогие брендовые вещи напрокат или с целью возврата в магазин, только бы подтвердить или укрепить свое «лицо» в соцсетях.

Публикации или комментарии с противоположными взглядами и идеями пользователь оценивает, как угрозу своему имиджу и статусу — выходит, что человек ошибается, двигается в ложном направлении, не способен сделать верные выводы из событий. Срабатывает защитная реакция — пользователь атакует, чтобы сохранить «лицо», будь то публикация в поддержку вакцинации (или против них) или оскандалившегося политика (или его критика).

критика

Чтобы вырваться из порочного круга соревнований статусов, психологи советуют подтверждать значимость оппонента. Так располагать к себе и вместе прийти к разумному формату обсуждения (если в нем есть такая необходимость) или закончить общение без эмоциональных потерь и последствий.

Эта тактика уже используется полицейскими США. Бывший полицейский, эксперт по деэскалации насилия, Джонатан Вендер заметил, что унижение во время ареста (угроза «лицу») порождают у людей желание отомстить полицейским — пользуясь своим преимуществом, люди вместо решения проблемы только усугубляют ее. Чувство значимости человека тесно связано с инстинктом выживания и подтверждение статуса другого поможет, если не наладить общение, то хотя бы не довести ситуации до ситуации взаимной ненависти.

По материалам:  The Guardian, Adapted from Conflicted: Why Arguments Are Tearing Us Apart and How They Can Bring Us Together