ЗдоровьеИнтервьюЛондон

Dr. Iñaki Bovill: “Гораздо легче заразиться в магазине или транспорте, чем в больнице”

Др. Инаки Бовилл – врач-гериатр в Chelsea & Westminster Hospital и в The Lister Hospital ответил на вопросы New Style

После введения карантинных мер и строгих предписаний не выходить из дома без серьезной необходимости, улицы Лондона, как и многих других городов во всем мире, опустели. Такими их показывают все новостные агентства. Отсутствие людей на улицах создает ощущение нереальности происходящего, вызывая дополнительные страхи перед болезнью у населения. С другой стороны, у тех, кто живет за городом, совсем другое восприятие происходящего – прекрасная весенняя погода, буйное цветение, голубое небо, свежий воздух. Особенно, если есть возможность работать из дома и не видеть опустевших улиц…

Dr. Iñaki Bovill

– Пустые улицы во время карантина – хороший знак! Люди ответственно сидят по домам, предотвращая распространение вируса, а те, кто по прежнему ездит на работу – работники ключевых профессий – могут быстрее и с наименьшим риском передвигаться по городу.

– Доктор Бовилл, какие изменения были введены в больнице Челси и Вестминстера на время карантина, связанного с Covid-19?

– Как только в больницу стали массово поступать пациенты с симптомами коронавируса, которым необходима интенсивная терапия и вентиляция легких, все отделения были переведены на новый режим: прием амбулаторных больных прекращен, с ними сейчас проводят консультации по телефону, плановые операции, которые можно отложить без риска для жизни пациента, перенесены. 

Порядок работы в стационаре изменился кардинально. Абсолютное большинство поступающих в больницу – это пациенты с симптомами коронавируса. Пациентов с другими проблемами, в разы меньше, чем обычно. Нельзя с точностью сказать почему так происходит. Мы не закрываем свои двери для нуждающихся в помощи. Возможно кто-то просто боится в такое время ехать в больницу, а возможно, те, кто уехал из города на время карантина, обращаются за помощью в другие медицинские учреждения.

В отделении, где я работаю, проводится интенсивная терапия пациентам средней тяжести, чтобы предотвратить у них развитие пневмонии. В основном это пожилые люди. Более тяжелые больные, кому необходимы аппараты искусственной вентиляции легких, поступают в другое отделение. С ними работают мои коллеги. 

– Справляется ли Chelsea & Westminster Hospital с наплывом тяжелых пациентов? 

– С самого начала мы были к этому готовы, заранее организовав дополнительные места в больнице для пациентов с тяжелой формой заболевания. Количество пациентов, которым требовалась искусственная вентиляция легких, даже на пике эпидемии, было меньше, чем мы ожидали, внимательно следя за работой наших коллег в других странах, и дефицита ИВЛ в больнице, к счастью, не было.

Сейчас ситуация понемногу начинает меняться в лучшую сторону. Мы прошли пик эпидемии. За последнюю пару недель поток пациентов с симптомами коронавируса значительно снизился, больничные места освобождаются. Следующие несколько недель количество заболевших продолжит постепенно уменьшаться. Но не стоит расслабляться. Очень велика вероятность повторного пика. Мы должны быть к этому готовы. Будем надеяться, что последующие волны эпидемии станут менее драматичны, с меньшим количеством больных тяжелой формой Covid-19. 

– Вы себя чувствуете достаточно защищенным, контактируя каждый день с заболевшими людьми? Хватает ли больнице защитных средств и дезинфектантов? 

– Я надевал маску максимальной степени защиты с фильтром только в самом начале и буквально через пару часов снял ее. В ней очень не удобно. Я понял, что в больнице уровень защиты намного выше, чем за ее пределами и к средствам защиты здесь относятся намного аккуратней из-за высокого уровня возможности потенциального заражения. Здесь я практически все время нахожусь в перчатках, маске, которая часто меняется, защитном фартуке и специальных очках, закрывающих глаза, мою постоянно руки или обрабатываю их дезинфектантом. Гораздо легче заразиться в супермаркете или транспорте, где вы дотрагиваетесь до предметов и поверхностей, на которых может осесть вирус. Моя жена, приходя из супермаркета с покупками, моет все, что можно помыть и обрабатывает хлоркой все, что можно обработать.

– Почему, как вы думаете, в Великобритании такой высокий уровень смертности от COVID-19?

– Цифры не отражают полной картины. В каждой стране разные критерии подсчета. В Германии, где тестов на Covid-19 проведено гораздо больше, процент смертности ниже за счет того, что положительный результат выявлен не только у заболевших тяжелой формой, но и у больных легкой формой или просто у носителей вируса, у которых отсутствуют какие-либо симптомы болезни. Здесь же мы тестируем только поступающих в больницы уже с тяжелой формой заболевания. При этом статистикой не учитываются люди, умершие от этой болезни вне больниц. Так же как нет учета тех, кто благополучно выздоровел. А таких большинство.

– Пик эпидемии в Британии, к счастью, пройден. Когда надо ожидать следующей волны?

– Сейчас никто не сможет вам ответить на этот вопрос. Как только ослабят карантин, вероятность новых заражений очень велика. Но как это будет развиваться предсказать сложно. Мы не знаем как много людей являются носителями болезни, у которых она никак не проявляется. Мы также не знаем, получили ли иммунитет те, кто уже переболел и возможны ли повторные заражения. 

– Ваши пациенты – люди пожилого возраста. Вы продолжаете консультировать их по телефону?

– Для моих пожилых пациентов, находясь в карантине, важно не только получить консультацию по телефону, но и услышать слова поддержки, даже эмоциональной. Многим очень непросто находиться в изоляции, отдельно от семьи, без общения с друзьями. Но есть и такие, кто не особо беспокоится из-за вируса. Как, например, мой отец. Ему 93. Несмотря на наши уговоры оставаться дома, он ходит в магазин, в аптеку. Люди, как он, повидавшие  за долгую жизнь всякое, позволяют себе такую беспечность. Но их за это сложно винить.

– Пандемия коронавируса показала, что ни одна страна в мире не оказалась готовой к такой ситуации. Как вы считаете, когда мы справимся со всем этим и болезнь отступит, правительство предпримет какие-то радикальные меры для развития медицины в стране?

– Очень надеюсь, что будут сделаны правильные выводы. Не только в нашей стране не оказалось достаточного количества тестов и оборудования, и не хватало лабораторных возможностей, даже простые маски и дезинфицирующие средства попали в список дефицитных товаров. К такому точно надо быть готовым заранее. Мы живем в глобальном мире. Странам необходимо объединять свои усилия перед лицом реальной опасности и помогать друг другу. Сейчас главная задача для всех найти эффективное лекарство от Covid-19 и разработать вакцину от этого вируса.

Но, время покажет, у политиков очень короткая память.