Интервью

Илья Авербух: ледниковый период

 

Многократный чемпион мира и Европы, серебряный призер Олимпийских игр – 2002 в танцах на льду Илья Авербух давно ушел из профессионального спорта, но лед не оставил. Он нашел себя в бизнесе, а теперь в качестве продюсера и постановщика участвует в проекте «Танцы на льду» на Первом канале российского телевидения.

Первой партнершей Ильи Авербуха была Марина Анисина. В паре с Мариной Анисиной Авербух стал двукратным чемпионом мира среди юниоров (в 1990 и 1992 годах). В 1992 году он начал кататься вместе с Ириной Лобачевой. В 1995 году они поженились и переехали в США. После завершения спортивной карьеры в 2003 году вернулись в Россию, где создали компанию «Ледовая симфония». Ирине Лобачевой и Илье Авербуху принадлежит идея возрождения тура лучших фигуристов мира по городам России.

Программа «Танцы на льду» на Первом канале самая рейтинговая. Каждый танец – целая история, которую создают совместными усилиями Илья и участники шоу. Например, Антон Сихарулидзе всю жизнь мечтал станцевать лезгинку. Илья решил: почему не дать ему такую возможность? Катя Гусева объявила: «Хочу быть цыганкой!». Анна Большова поделилась: «Я тут слушала «Бесаме мучо» – очень страстный танец, давай сделаем его ленивым, как бы на рассвете». Когда она произнесла слово «рассвет», у Ильи возник образ петуха, который кукарекает, русская деревня, где просыпается мужик, выходит на крыльцо, а когда он хочет сказать: «Как же хорошо», начинает петь. Так родился номер, в котором Анна Большова стирает белье под «Бесаме мучо»…

Российские фигуристы стали меньше выигрывать медалей на соревнованиях. На ваш взгляд, это временное явление?

Это должно было случиться. Не может же все время побеждать одна страна. Думаю, что это связано с тем, что один за другим российские тренеры уходили к западным спортсменам. У нас пока нет настоящих чемпионов. Федерация фигурного катания России должна обратить внимание на поддержку тренеров, чтобы компенсировать разницу в зарплате, которую они могут получить, работая с западными фигуристами.

 

Растет ли смена новых чемпионов?

Я очень надеюсь. Сейчас многие дети стали заниматься фигурным катанием, особенно после телепроекта «Танцы на льду». Слава Богу, советские времена закончились, и теперь ребенка можно отдать в любую секцию.

Как вы выбрали коньки?

Сам я ничего не выбирал – за меня выбрала мама. Я долгое время занимался одиночным катанием, но результатов больших не показал. Перешел в танцы на льду. Я не сильно любил фигурное катание и тем более не хотел заниматься танцами на льду. Но нужно было сделать выбор, и я остался в танцах. Мотивация появилась только с тех пор, как я выиграл чемпионат мира среди юниоров.

Фигуристы скользят по льду, и так легко это у них получается…

На самом деле за всем этим стоит настоящая физическая спортивная нагрузка. Мы бегали, прыгали, накачивали мышцы, занимались физической подготовкой. Говорить, что у нас одно творчество и никакого спорта, я бы не стал. Очень много физической нагрузки. Я думаю, что танцы на льду – это прежде всего спорт, в котором присутствует элемент творчества.

Программа «Танцы на льду» – одна из самых рейтинговых на Первом канале. Поделитесь, в чем секрет успеха?

Любовь российского зрителя к фигурному катанию. Нам удалось вернуть настоящее фигурное катание, которое в свое время обожали зрители. В программе нет жестких спортивных состязаний, зато есть много придумок и артистизма. Звезды, которые встают на коньки, настолько артистичны и органичны, что компенсируют неумение кататься именно этим. Идея шоу не в том, чтобы сделать из звезд профессиональных фигуристов. Интересными должны быть сами номера.

Когда я объясняю, как надо повернуться, практически никто не может повторить. Тогда я говорю: представь, что тебя захватил вихрь событий так, что тебе хочется кричать. Когда они пытаются изобразить кричащего человека, у них все получается само собой.

Зрители любят зрелища. Здесь нельзя пустить фонограмму. Зато сразу видно, что человек наработал.

 

А как можно научить взрослого человека делать сложные элементы на льду?

Я сам с трудом представлял, что так ярко будут светить эти звезды. Но наш проект на Первом канале отличается от всех мировых проектов тем, что в отличие от них мы поставили цель создания образов на льду. Я думаю, это и есть тот успех, который обеспечил высокие рейтинги. А как у звезд это получается, я сам порой удивляюсь.

Какие еще трудности возникают на вашем пути?

У нас происходит ускоренное обучение. Мне очень сложно склеивать эти танцы, потому что умения очень мало. Не нужно забывать, что это телевизионное шоу, и говорить, что люди за три месяца научились тому, чему мы учились 20 лет, бессмысленно. Это совершенно разные вещи. Сейчас в проекте «Танцы на льду. Ледниковый период» выступает Чулпан Хаматова. Я уверен, что если бы она в детстве занималась фигурным катанием, то, безусловно, была бы чемпионкой мира, олимпийской чемпионкой. Сто процентов.

Наверное, спортсмена легче всего научить стоять на коньках.

Именно спортсмены очень тяжело обучаются. А все остальные – нормально.

 

А как звезды справляются с проигрышем?

Это большая драма. Слезы, плач. Обида на себя, других, на жизнь. Звезды оказываются в спортивной обстановке, где не до переживаний. Это тяжелый болезненный момент, но когда они приходят к нам на программу, то подсознательно понимают, что так произойдет.

У вас есть маленький сын. Он продолжит спортивную карьеру родителей?

Посмотрим. Ему только 3,5 года. Пока он спортом не занимается, но в 4 года я попробую отдать его в несколько секций.

Вам удалось стать успешным бизнесменом. Вы знали, что у вас есть способности к бизнесу?

Когда я вернулся в Россию и закончил карьеру в спорте, я начал с того, что открыл свою компанию «Ледовая симфония», которая занималась созданием ледовых шоу. Прежде чем меня пригласили работать организатором и продюсером в программу «Звезды на льду» на Первом канале, за нашей спиной был уже опыт организации больших шоу.

Я себя очень органично чувствую в бизнесе и понимал, как создать такой бизнес-проект. Он должен зарабатывать деньги, потому что мое шоу дает работу практически всем чемпионам. Фигуристы зарабатывают хорошие деньги (примерно столько же, сколько они бы получили за выступление за рубежом), получают удовольствие, как и артисты-звезды, которые выступают за идею, за свою популярность. Они отправляются с чемпионами-фигуристами в большое турне по городам России, ближнего и дальнего зарубежья.

 

Вам нравится склеивать кусочки танцев. У вас есть талант педагога и психолога. Неужели не возникает желание вырастить новое поколение звезд?

Нет, не возникает. Мне нравится что-то придумывать, но я люблю мгновенный и быстрый результат. А чтобы воспитать настоящих чемпионов в спорте, нужно отказаться от очень многого. Я на это пока пойти не могу. Но, возможно, в будущем попробую.

Вы необыкновенно занятой человек, однако нашли время принять участие в футбольном матче, средства от которого пошли в благотворительный фонд «Подари жизнь».

Я обожаю играть в футбол. Когда занимался фигурным катанием, то не мог позволить себе играть в футбол из-за возможности травмы. Решил поддержать фонд, потому что дружу с его организаторами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Они делают замечательное дело. Все дело держится только на них.

Leave a Reply