Лондон

Handel House Museum

Вряд ли мы обратили бы внимание на скромный фасад дома номер 25 на Брук- стрит в Мэйфэр – таких зданий в этом районе Лондона предостаточно, – если бы не голубая мемориальная табличка, сообщающая, что с 1723 по 1759 год здесь жил и умер композитор Георг Фридрих Гендель.

26-летний Гендель, уроженец немецкого города Халле, прибыл в Британию в 1711 году за славой – и не прогадал. Лондон в первой половине XVIII века являл собой энергичный, финансово активный город, смотрящий в будущее. Живой перекресток морских путей, в который стекались со всех континентов деньги и новые идеи – как в науке, так и в искусстве и музыке, – притягивал жаждущих славы честолюбивых людей.

Уже первое представление оперы Генделя «Ринальдо» в 1711 году имело огромный успех в британской столице. Растущее признание и особенно назначение на должность композитора королевской капеллы приносили стабильный доход, и Гендель решил обзавестись собственным домом (до этого он жил и работал в домах своих покровителей, по вечерам развлекая гостей и господ-меценатов музицированием). В новом четырехэтажном доме на Брук-стрит, 25, композитор был первым жильцом. За 50 лет, прожитых в этих стенах, были сочинены большинство из его 31 опер для лондонской сцены, оратории и инструментальные пьесы, музыка для королевских церемоний. Созданный Генделем гимн Zadok the Priest до сих пор традиционно звучит во время коронаций британских монархов. Кстати, чтобы иметь возможность сочинять коронационные гимны, композитору пришлось принять британское гражданство.

Личностью Гендель был сложной, неоднозначной. Едких острот композитора побаивались многие, а язвительные шутки повторяли и в аристократических кругах, и в среде простого люда. Гендель стал частью лондонского фольклора, героем и участником многих светских сплетен и анекдотов. Рассказывают, что один из лондонских издателей заработал приличную сумму, издав оперу Генделя «Ринальдо», однако самому композитору досталась лишь незначительная часть этих денег. В письме предприимчивому издателю Гендель предложил: «В следующий раз, чтобы никто не был обижен, вы пишете оперу, а я ее издаю».

Ученый секретарь Оксфордского университета, сообщая композитору о присвоении ему почетного звания доктора, упомянул, что за диплом доктора придется заплатить некоторую сумму. Гендель был возмущен: «За то, чтобы стать коллегой этих болтунов, я должен еще и платить? Никогда!»

Естественно, при таком характере недругов и завистников у него хватало. Чрезвычайно работоспособный и плодовитый композитор, Гендель был одарен и предпринимательской жилкой. На первом этаже своего дома на Брук-стрит он открыл магазин, где желающие могли по подписке приобрести партитуры его произведений или купить билеты на оперные сезоны. Трудно представить себе Петра Ильича Чайковского, торгующего своими нотами, или Антона Чехова за продажей своих рассказов!

Джейн Кокрофт, научный сотрудник дома-музея Генделя, говорит о композиторе: «Это был человек большого самоуважения и достоинства, со связями при дворе, с большими знакомствами среди аристократии. Кроме того, это был великий бизнесмен, прагматик, умеющий добиваться своих целей».

В доме Генделя бывали многие выдающие личности того времени – писатель Джонатан Свифт, поэт Александр Поп, композиторы Иоганн Хассе и Николо Порпора, лондонская примадонна сопрано Франческа Куццони, оперные кастраты Синезино и Фаринелли, члены парламента, аристократия. Нередко при участии друзей и коллег-музыкантов композитор репетировал здесь новые произведения – благо в доме имелись клавесин, клавикорды и камерный орган.

Интересно, что Гендель собрал серьезную коллекцию изобразительного искусства – более 80 живописных произведений и эстампов. В архиве сохранилась запись, что в 1750 году он приобрел пейзаж Рембрандта за 39 фунтов стерлингов и 18 шиллингов.

Точная опись имущества, убранства интерьеров, утвари, мебели и т. д. была составлена спустя два месяца после смерти Генделя. Это помогло с максимальной точностью воссоздать обстановку дома при организации музея композитора: использовались подлинные предметы той эпохи или копии-повторы музыкальных инструментов, обивки стен, деревянных деталей. Из оригинальных частей дома, существовавших при жизни Генделя, уцелела только внутренняя лестница, при расчистке которой обнаружили 28 слоев покраски! Кстати, бережливый композитор сохранил в доме практически весь свой рукописный архив. После смерти Генделя ноты перешли к королю Георгу Третьему, а в 1957 году ныне здравствующая королева Елизавета Вторая передала их в Британскую библиотеку.

Идея создания дома-музея возникла в 1959 году на вечере, посвященном 200-летию со дня смерти Генделя. Автор замысла – музыковед Стенли Сейди – посвятил его воплощению более 40 лет. В 2001 году The Handel House Trust открыл дом-музей для публичного посещения.

Признание и почести, королевская пенсия – Гендель по праву носил звание заслуженного композитора Британской империи. Но годы и болезни брали свое. На нотной рукописи его последнего произведения – оратории «Иевфай» – композитор написал: «Не могу продолжать работу из-за угасания зрения в левом глазу». За неделю до смерти полностью ослепший 74-летний композитор по памяти дирижировал своей ораторией «Мессия» в Ковент-Гардене. Умер Гендель на страстной неделе, 14 апреля 1759 года, в своей спальне на Брук-стрит, 25. Гроб великого английского композитора под хоровое пение сопровождали 3000 человек. Со всеми государственными почестями Гендель был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Прошло 200 лет, и в соседнем доме, по адресу Брук-стрит, 23, снял квартиру рок-гитарист, певец и композитор из Америки. Неистовый Джими Хендрикс, узнав о великом жильце из 25-го номера, был буквально поражен этим фактом. Ходят слухи, что в одну из безлунных лондонских ночей призрак Генделя явился Джими. Впрочем, чего не увидишь под воздействием галлюциногенов…

25 Brook Street, Mayfair, London W1K 4HB
Tel: 020 7495 1685
www.handelhouse.org

View Larger Map

Leave a Reply