Горячие хроники города Бата
Представьте себе насос, непрерывно работающий на протяжении десяти тысяч лет, изо дня в день подающий из двухкилометровой глубины наверх миллион семьсот тысяч литров воды.Если умножить этот дневной объем воды на 10 000 лет – цифры выходят за грань воображения! А ведь это ежедневная реальность города Бата – единственного в Соединенном Королевстве курорта с природными источниками горячих вод. Вечное движение вод из недр мира подземного, ушедшего в глубины прошлого, – наверх, на поверхность, в мир настоящего; движение, дарующее тепло, силу и исцеление, как магнит притягивало сюда людей. Из поколения в поколение они селились поблизости, поклонялись божествам, лечились и строили город – город-баню, город Бат, уникальный пример объединения целительных сил природы и человеческого разума, предприимчивости и воображения, культуры и искусства.
Латинский афоризм «Salus per aquam» – «Здоровье – в воде» выражает основу жизнедеятельности Бата на протяжении многих веков. Даже самые древние имена этого города – Aquae Sulis, Aquae Calidae, Bathonia – всегда ассоциировались со словом «вода». Археологические свидетельства человеческой деятельности в районе горячих источников датируются 8 тысячелетием до н. э. Вокруг этого загадочного места с таинственным горячим паром, исходящим из недр покрытых обильными зарослями болотистых земель, издавна располагались древние поселения.
Согласно легенде, основал Бат в 863 году до н. э. (по другим источникам – в 500 г. до н. э.) принц Блейдад – в честь своего чудодейственного выздоровления от проказы, дабы современники и их потомки смогли на себе испытать целительные свойства горячих радоновых источников. Легенда гласит, что больной проказой принц сумел сбежать из заточения во дворце и тайком устроился работать в одном из местных сел свинопасом. Вскоре смекалистый парень заметил, что его подопечные, регулярно отправлявшиеся пастись в ольховые заросли неподалеку, в конце дня возвращались перемазанные черной теплой грязью, в самом веселом и довольном расположении духа. К тому же эти свиньи, в отличие от остальных, не практиковавших подобных процедур, никогда не имели кожных заболеваний. Блейдад решил сам испробовать грязевые ванны – результат вы уже знаете. Счастливый принц взошел на престол. Считается, что именно он был отцом воспетого Шекспиром короля Лира.
С приходом римских завоевателей в начале 40-х гг. н. э. город стали именовать Aquae Sulis – Воды Сулис – по имени местной богини, дарующей жизнь и воду. Римляне решили обустроить здесь святилище и курорт для отдыха и восстановления здоровья. Храм, возведенный в 60-70 гг. н. э., посвятили Сулис-Минерве (богине воды и плодородия) – будучи дальновидными и хитрыми правителями, римляне умело соединяли местные религии со своим пантеоном богов, сохраняя мирное равновесие в покоренных провинциях. Строительство самого комплекса римских терм велось на протяжении 300 лет. Это второй по величине (после Вала Адриана) памятник римского периода в Британии, да и в Европе, кроме Рима, не найдено терм-купален подобного масштаба.
Римские бани Бата тех далеких времен были чем-то наподобие современных клубов здоровья, только с гораздо большим спектром услуг: кроме залов для омовения и разнообразных водных процедур здесь имелись гимнастические залы, парикмахерские, библиотеки, театры, комнаты для деловых встреч и т. д. Вода подавалась по свинцовым трубам, раздевалки и сауны имели хитроумную систему отопления под полом, где проходил подогретый воздух. В самом сердце римских бань в Бате – священный источник с горячей минеральной водой температурой +46 градусов Цельсия, тысячелетиями поднимающейся на поверхность.
Отреставрированный комплекс-музей римских терм и храма в Бате (The Roman Baths) поистине грандиозен. Я и предположить не мог, что в провинциальном городе графства Сомерсет сохранилось сооружение подобного масштаба. В галереях вокруг главного бассейна – видеопроекции на стенах; облаченные в одежды римских времен актеры разыгрывают сцены из истории терм; отраженные в воде силуэты усиливают иллюзию встречи с далеким прошлым.
Впрочем, в Бате минувшие века и современность перетекают друг в друга буквально. Комплекс Thermae Bath Spa – детище XXI столетия (открыт в 2006 г.) – соединил в себе пять исторических зданий и ультрасовременное строение The New Royal Bath. Основа комплекса – воды трех древних источников: Сross Spring, Hetling Spring, King Spring. В их состав входят 42 минерала, наиболее объемные по концентрации – сульфат, кальций, хлорид. Четыре бассейна термальных вод, парные с ароматическими маслами, более 40 видов альтернативных терапевтических процедур – всего не перечислишь. И самое незабываемое впечатление – термальный бассейн на крыше с колышущимся в мираже поднимающегося над водой пара пейзажем георгианского Бата и окрестных холмов.
В пестрой истории города горячие источники всегда были движущей силой – слава об их целительных свойствах с годами притягивала сюда все больше и больше немощных и больных. В 1590 г. королева Елизавета I пожаловала Бату хартию, которая гласила: «Горячие воды должны быть доступны для людей навечно». А в 1687 г. произошло событие, придавшее репутации города сенсационную славу. Жена короля Якова II Мария Моденская, долгие годы не беременевшая, приняв по рекомендации придворного лекаря курс лечебных ванн в Бате, благополучно родила сына. Круглое здание Сross Bath, в котором королева получила чудодейственное исцеление, и сегодня стоит на прежнем месте – правда, с тех пор его перестраивали несколько архитекторов. Камерную ротонду с термальным бассейном на открытом воздухе можно арендовать для компании друзей – или медитировать в водах древнего источника в одиночестве.
Новый виток в хрониках славного города Бата начался в XVIII веке с прибытием трех незаурядных личностей – Ричарда Бо Нэша, Ральфа Аллена и Джона Вуда.
Неудавшийся юрист и потерпевший фиаско военный, «щеголь Нэш» после переезда из Лондона в Бат поначалу зарабатывал на жизнь карточной игрой.
То ли горячие источники, то ли воздух Бата подействовали – очень быстро денди Нэш стал не только законодателем моды, но и церемониймейстером города. Этот пост он занимал во времена царствования королевы Анны и двух первых Георгов, организовывая еженедельные городские балы, увеселения, театральные представления, празднества, а также быт, лечение, размещение и развлечения гостей, прибывавших в Бат во время сезона. Страстный подвижник порядка и гигиены в городе, Нэш особенно усердствовал в исправлении манер английского дворянства: отучил сельских сквайров от грубых выражений и привычки являться на балы в высоких охотничьих сапогах, заставил джентльменов сдавать в общественных местах шпаги (что существенно сократило количество поединков) и даже запретил курить. А вот азартные игры Нэш поощрял по вполне понятной причине: процент с выигрышей шел ему в карман.
Популярность Бата росла, все больше аристократов и знати стекалось сюда «на воды» и балы, многие из них оставались на протяжении всего курортного сезона. Необходимо было срочно придать городу облик, соответствующий статусу высоких гостей и комфорту нового времени. Этим и занялся архитектор Джон Вуд – страстный поклонник и последователь итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио. Вуд мечтал возродить Бат в классическом великолепии палладианского стиля и сумел-таки реализовать свой замысел – преображенный им город стал своебразным образцом-моделью для всей страны. Возведенные по проектам Вуда здания и архитектурные ансамбли – Queen Square, the Circus, Prior Park House, The Royal Crescent, Assembly Rooms (автор двух последних – сын архитектора, Джон Вуд-младший) определили облик Бата георгианской эпохи. Одно из центральных сооружений – The Royal Crescent – 180-метровый полумесяц, состоящий из 30 зданий, украшенных по фасаду 114 ионическими колоннами.
Естественно, подобные здания, новые улицы и площади – все это грандиозное строительство требовало внушительных средств. Сию немаловажную составляющую обеспечил третий джентльмен знаменитой «батской троицы» – Ральф Аллен. Уроженец Корнуолла, начинавший как мелкий почтовый клерк и сделавший состояние на реорганизации почтовых маршрутов, Аллен приобрел два каменных карьера, расположенных неподалеку от города. Из светло-серого известняка, получившего название «батский камень», и были возведены здания нового Бата в духе Палладио.
Успех превзошел все ожидания. Во время курортного сезона Бат превращался в неофициальную столицу королевства, Мекку светского общества, куда съезжались знаменитости и аристократы, члены королевских семей и отставные офицеры, семьи с дочерьми – в надежде найти выгодную пару для юной леди и молодые повесы всех сортов – в поисках богатых невест. Ритуальные визиты в Pump Room c обязательным испитием минеральной воды, азартные игры, еженедельные балы и другие реалии георгианского Бата описаны во многих английских романах того времени. В диккенсовских «Записках Пиквикского клуба», колоритно живописующих приключения мистера Пиквика в городе, церемониймейстер утверждает: «Балы в Бате – минуты, похищенные из рая; им придают очарование музыка, красота, элегантность, мода, этикет…» В разное время здесь жили писатели Оливер Голдсмит, Шеридан, Джейн Остин (действие ее романов «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка» разворачивается в Бате), актеры Дэвид Гаррик и Сара Сиддонс, поэт Вордсворт.
Георгианский Бат и его римская история и сегодня притягивают путешественников. Чтобы ощутить аромат ушедшей эпохи, обязательно осмотрите не только римские термы и коронные здания отца и сына Вудов, но и Pump Room, где теперь ресторан, но все так же журчит фонтанчик с минеральной водой и высится статуя денди Нэша; Assembley Room, в которых выступали Ференц Лист и Иоганн Штраус; во время бомбежки города в 1942 г. здание чуть не сгорело дотла и лишь после многолетней кропотливой реставрации вновь открылось для публики; прогуляйтесь по великолепному парку Prior Park, где сохранилось единственное в городе творение архитектора Роберта Адамса – крытый мост Pultney Bridge через реку Эйвон (1770). Вдохновением для зодчего послужил мост Веккио во Флоренции. Это один из четырех уцелевших в мире мостов, по обе стороны которого располагаются магазины. А церковь средневекового Батского аббатства поразила грациозным изяществом кружев потолка, где веерами сходятся колонны, и уникальным рельефом фасада. Подобного сюжета мне еще никогда не довелось встречать – ангелы, помогающие строительству храма, взбираются по лестнице в небо. Такое необычное видение явилось во сне епископу Оливеру Кингу, под руководством которого в 1499 г. началось строительство церкви.
Конечно, одного дня для осмотра Бата недостаточно – не говоря уже о восстановлении физического и душевного равновесия в Thermae Bath Spa! В Бате можно остановиться в стиле гранд – в знаменитом здании Вуда, где разместился Royal Crescent Hotel; насладиться традиционным послеобеденным чаем, любуясь из окна идеальной зеленью лужайки и цветущими деревьями.
А можно отправиться в одно из ностальгических местечек, не обозначенных в списке обязательных туристических посещений. The Bath Priory – небольшая гостиница рядом с парком Victoria Royal Park – растворилась в ряду частных домов, возведенных в XIX веке в западной части города. Отель обезоруживает очарованием загородного дома, каких немало в английской провинции, своим размеренным неспешным ритмом, милыми реликвиями старины, стилем интерьеров и особой, слегка ностальгической атмосферой колониального прошлого, канувшего в Лету. Новый корпус, возведенный в ходе реконструкции, расширил возможности The Bath Priory, добавив новые номера, спа, бассейн, солярий и другие ультрасовременные удобства, при этом тактично вписался в оригинальный стиль отеля, выстроенного из батского камня. Из ресторана, где хозяйничает отмеченный мишленовской звездой шеф-повар, открывается вид на старинный сад и огород – полная домашняя семейная идилия!
Неважно, что будет главным мотивом вашего путешествия в Бат – целительные воды горячих источников, палладианская архитектура, знаменитые булочки Bath Bun или ежегодный фестиваль Джейн Остин с обязательным костюмированным парадом и балом в духе ее романов. Под тихое журчание терм в этом древнем городе очень зримо ощущаешь, как в нескончаемом потоке жизни прошлое трется плечом о настоящее.
Путешествие на поезде First Great Western от лондонского вокзала Паддингтон до Бата занимает всего полтора часа.
автор: Сергей Шканов