«Модное правление: 90 лет стиля в королевском гардеробе»
«Королева позволяет моде отражаться в ее нарядах, но не главенствовать в них», – считает куратор выставки «Модное правление: 90 лет стиля в королевском гардеробе»
Caroline de Guitaut.
Cамая масштабная на сегодня экспозиция нарядов включает более 150 платьев, костюмов, аксессуаров и украшений Елизаветы II и приурочена к 90-летнему юбилею Ее Величества. Под стать событию и сценические площадки для демонстрации коллекции: Дворец Холируд в Эдинбурге (здесь развернулась первая часть выставки), Букингемский дворец (вторая часть) и Виндзорский замок (третья часть). Значительные события в жизни королевы и истории страны предстают через призму церемониальных платьев, военных регалий и кутюрных ансамблей, а также нарядов, которые она надевала во время государственных визитов и на семейные торжества, свадьбы, крестины. Каждая часть экспозиции в королевских резиденциях имеет свой фокус: в Виндзорском замке, к примеру, покажут не только великолепные вечерние платья и элегантные дневные ансамбли для официальных мероприятий, но и приоткроют завесу над нарядами, которые носила юная принцесса Елизавета. Мы увидим театральные костюмы, в которых она вместе с младшей сестрой Маргарет выступала в спектаклях и шоу пантомимы в Королевской школе: Елизавета – в роли принца Флоризеля, Маргарет – Золушки. В спектакле 1942 года «Спящая красавица», будущей королеве опять досталась мужская роль – принца Сальвадора, зато Маргарет изображала фею Thistledown.
Экспозиция в Букингемском дворце десятилетие за десятилетием следует за этапами в истории гардероба Ее Величества – от раннего детства до свадьбы, коронации, появления ансамблей, созданных к многочисленным государственным визитам. Куратор «Модного правления» отмечает: «Королева всегда активно участвует в создании своего гардероба, сотрудничая с ведущими британскими кутюрье; но если ей не нравятся предложенные дизайнером эскизы, она их отвергает». Причем так было с самого начала. Один из самых влиятельных модельеров 1960-х как-то сказал: «Королева не заинтересована в высокой моде, но очень заинтересована в собственном гардеробе». Она никогда не была жертвой моды, не боялась самостоятельно выбирать цвета и фасоны, принимала участие в разработке силуэтов для своих нарядов, не ориентируясь на диктат подиумов.
Знаковые платья молодой Елизаветы II создал Норман Хартнелл – официальный портной Букингемского дворца, одевавший три поколения высшей английской аристократии. В юности он мечтал стать актером, а пришлось трудиться портным в салонах. То был перст судьбы: открыв в 1923 году собственный модный дом на Брутон-стрит, Норманн настолько преуспел, что его первое вечернее платье из золотого и серебряного тюля назвали «восьмым чудом света». С 1938 года Хартнелл творил платья для коронаций, свадеб и других торжественных мероприятий. Именно он в 1947 году получил заказ на свадебное платье для дочери короля Георга VI Елизаветы. Вдохновением для модельера стала знаменитая картина художника Возрождения Сандро Боттичелли «Весна»: богиня Флора в наряде из «струящегося вдоль тела шелка цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагусом и крошечными бутонами белых роз». В своих мемуарах Хартнелл писал: «Я подумал, что всю это флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга».
Однако воплотить замысел было делом нелегким. В суровые послевоенные годы в Англии просто не оказалось необходимых для отделки платья десяти тысяч жемчужин. Ладно, нашли выход – дозаказали их в Америке. Но тут разразился скандал из-за привезенного из Шотландии шелка для платья: поговаривали, что ткань изготовлена из «вражеских шелковичных червей» – то ли японских, то ли итальянских. И хотя в итоге выяснилось, что шелкопряды были китайскими, на этом проблемы не закончились – у Елизаветы не хватило карточек на одежду (в Англии все еще действовала карточная система). Трудно в это поверить, но даже принцессы подчинялись в те годы общим для всех граждан страны правилам. Недостающие 100 карточек будущей королеве все-таки выделили и в обстановке строжайшей секретности приступили к пошиву платья. Окна ателье для конспирации закрасили и завесили тканью, а сотрудники дали расписку о неразглашении информации.
Результаты превзошли все ожидания – платье Хартнелла стало одним из самых знаменитых подвенечных нарядов XX века. Так что когда пришло время готовить наряд для коронации, Елизавета II знала, кому его доверить. В узорах расшитого шелком, жемчугом, золотом, серебром, хрустальной бижутерией и бриллиантами великолепного торжественного наряда модельер прибегнул к символике: роза, лукпорей, чертополох и клевер воплощают Англию, Уэльс, Шотландию и Ирландию, а канадский кленовый лист, австралийская мимоза, новозеландский серебряный папоротник и южноафриканская протея – страны Содружества британских наций.
На выставке «Модное правление» множество платьев и ансамблей, созданных Норманом Хартнеллом – «первым британским кутюрье», получившим титул сэра в 1977 году. На доме, где жил мастер, одевавший английских королев и звезд – Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Марлен Дитрих – установлена памятная доска в его честь (26 Bruton Street, London W1).
Конечно, Хартнелл был не единственным портным Ее Величества: в разные годы для Елизаветы II работали модельеры Харди Эмис, Ян Томас, Джон Андерсон, Карл-Людвиг Рехс, Стюарт Парвин, Анджелла Келли. Каждый из них ассоциируется с новым витком в эволюции королевского гардероба, модуляциями стиля, кроя, цветовой гаммы. В экспозиции представлено вечернее светло-зеленое платье с кринолином из шелкового шифона и кружева, расшитого стразами, жемчугом и бисером Нормана Хартнелла, которое королева надевала в 1957 году во время визита в США по приглашению президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра; наряд из черного шелка, бархата и тафты с традиционной черной шелковой тюлевой вуалью Яна Томаса, созданный для встречи с Папой Иоанном Павлом II в 1980 году; белые жаккардовые пальто Стюарта Парвина и шляпа Филиппа Сомервилла; вечернее платье из шелка, расшитое бисером и пайетками Джона Андерсона – для приема глав стран Содружества во дворце Холируд в 1997 году и многие другие наряды.
При всей изысканности и элегантности официальных королевских платьев в них часто присутствуют мотивы чисто дипломатического характера: к примеру, создавая наряд для визита ее высочества в Калифорнию, портной Харди Эмис использовал изображение местных маков. Мотивы цветка, являющегося символом штата на платье королевы Великобритании – красноречивый жест и прекрасный способ расположить к себе аудиторию еще до того, как будут произнесены приветственные слова.
Caroline de Guitaut отмечает: «Гардероб королевы должен быть практичным, но тем не менее в ее одежде редко присутствуют карманы или пояса – ведь они изменяют линию кроя. Молнии и застежки обычно тщательно скрыты: королева уделяет огромное значение деталям, так что ее платья столь же совершенны сзади, что и спереди».
Неизменно элегантная, в последние десятилетия королева предпочитает яркие насыщенные бескомпромиссные цвета. «Я никогда не буду носить бежевый, потому что никто не будет знать, кто я», – заявила однажды Елизавета II. Особенно запомнился всем солнечный желтый наряд, который она выбрала в день венчания своего внука принца Уильяма и Кейт Миддлтон.
Даже самой обычной женщине по дороге к 90-летнему юбилею удается сменить не одну сотню самых разнообразных нарядов и предметов гардероба. Что уж говорить о королеве! Согласно подсчетам, в течение прожитых лет Елизавета II надела более 10 тысяч нарядов. Так что на выставке мы увидим лишь малую толику впечатляющего гардероба, над которым из года в год трудились известные британские кутюрье. Впрочем, как сказал однажды один из любимых модельеров Ее Высочества Харди Эмис: «Я не одеваю королеву. Королева одевается сама. Мы поставляем ей одежду – а это большая разница».
Fashioning a Reign: 90 Years of Style from The Queen’s Wardrobe
Palace of Holyroodhouse
Canongate, Edinburgh EH8 8DX
21 April – 16 October 2016
Summer Opening of the State Rooms
Buckingham Palace,
London SW1A 1AA
23 July – 2 October 2016
Windsor Castle
Windsor, Windsor and Maidenhead SL4 1NJ
17 September 2016 – 8 January 2017