Другой взгляд на Родена в Тейт Модерн
Кто не видел «Мыслителя» Родена? Работы знаменитого французского скульптора (1840 – 1917 гг.) известны во всем мире, и в Великобритании его экспозиции не редкость. Сравнительно недавно, в 2018 году в Британском музее состоялась увлекательная выставка, на которой скульптуры Огюста Родена были представлены рядом с древнегреческими шедеврами, которыми вдохновлялся мастер.
Кураторы новой крупной экспозиции The Making of Rodin, открывшейся в мае этого года в галерее Тейт Модерн, ставили перед собой другую задачу – показать, насколько радикальным художником был Роден. Выбрав своего рода «закулисный подход», они сделали акцент на использовании скульптором глины и гипса при создании своих наиболее известных произведений из мрамора и бронзы.
Несмотря на славу и известность, при жизни Родена его смелые эксперименты не раз провоцировали скандалы. Того же знаменитого «Мыслителя» называли «гориллой», а по поводу произведения «Бронзовый век» скульптору предъявили обвинения, будто он выдал за творческую работу слепок, снятый с натурщика. Оскорбленный художник потребовал справедливого разбирательства. В присутствии специально созванной комиссии Роден вылепил из глины фигуру широко шагающего человека – и обвинения были сняты.
Новая система пластического мышления, созданная скульптором, несла мощный потенциал. Реализм стиля Родена неоднозначен: в нем просвечивают выразительные средства, присущие импрессионизму, символизму, экспрессионизму, романтизму. Это явственно ощущается во многих произведениях художника. Таких, например, как «Памятник Бальзаку» и «Граждане Кале».
Скульптура Бальзака представлена на выставке в Тейт Модерн. Лицо французского романиста сердито и сурово, а тело закутано в массивную бесформенную робу. Именно отсутствие определенной формы так ужаснуло парижан, когда в 1898 году они увидели созданную Роденом гипсовую модель памятника Бальзаку в натуральную величину.
Еще с древнегреческих времен европейские художники изучали анатомию и стремились показать мускулы и движения в точно запечатленных человеческих формах. А у роденовского «Бальзака» вместо тела – огромный халат. «Бальзак» Родена – сюрреалистическая статуя, созданная за 36 лет до выхода первого манифеста движения сюрреалистов. Глядя на нее, становится понятным, почему его можно считать основателем современной скульптуры.
Над памятником писателю, заказанному Обществом литераторов, Роден трудился многие годы. Правильнее сказать, годами жил в этом образе. Читал письма Бальзака, посетил его родину, вглядываясь в пейзажи Турени, запечатленные на многих страницах книг писателя. И вновь и вновь перечитывал сами романы, ища в тысячной толпе созданных писателем персонажей лик самого творца. Скульптор словно и сам стал одним из созданий Бальзака, растворился в мире его героев.
Как не раз это бывало в судьбе Родена, плод многолетней работы – «Памятник Бальзаку» – был отвергнут. В пылу разгоревшегося скандала Родена обвинили в том, что в представленной статуе нет портретного сходства с писателем.
Скульптор выступил в прессе в свою защиту: «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования… Если истина должна умереть – последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели – я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь…» Слова Родена сбылись 40 лет спустя, когда в 1939 году бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже.
Многое переплелось на жизненном и творческом пути скульптора: признание и поругание, обожествление и непонимание, ежедневный непрестанный труд, изнурительная физическая борьба с материалом и вдохновенная работа мысли. Его знаковые произведения «Мыслитель», «Поцелуй», «Врата ада», «Памятник гражданам Кале» стали вехами в истории скульптуры.
На выставке в галерее Тейт Модерн представлены работы из главного музея художника в Париже – Musée Rodin, Paris, щедро предоставившего британским кураторам доступ к своей обширной коллекции. Многие из 200 вошедших в лондонскую экспозицию работ в Великобритании показывают впервые.
The EY Exhibition: The Making of Rodin
до 21 ноября 2021
Tate Modern
Bankside,
London SE1 9TG
https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-modern/exhibition/ey-exhibition-rodin
https://www.theguardian.com/artanddesign/2021/may/11/the-making-of-rodin-review-tate-modern