Covent Garden Piazza
Covent Garden Piazza
Westminster WC2
Даже тем, кто никогда не бывал в Лондоне, наверняка знакомо название Ковент-Гарден. Именно на этой площади, в самом центре Вест-Энда, начинается действие знаменитой пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»: незабвенная Элиза Дулиттл, уличная торговка цветами, еще не подозревающая о том, что ее судьба вот-вот переменится навсегда, пристает к профессору Хиггинсу со своим жалобным «купите цветочек у бедной девушки».
Во времена Элизы Дулиттл большая часть Ковент-Гардена была оккупирована огромным лондонским оптовым рынком овощей, фруктов и цветов. Ну а если отвести завесу истории подальше, то выяснится, что своим названием площадь обязана монастырскому саду (Covent Garden переводится с английского как «монастырский сад», правда, с пропущенной буквой «n» в слове «convent»). Начиная с времен короля Иоанна (1199–1216) на этих землях и в самом деле буйствовали зеленью сады-огороды, на которых выращивали сельскохозяйственную продукцию для жителей Вестминстерского аббатства. Огородам пришлось поступиться местом в XVII веке, когда здесь была заложен важный градостроительный объект – первая площадь в Лондоне, созданная по регулярному плану, а не возникшая стихийно. Проект был доверен члену Королевской строительной комиссии архитектору Индиго Джонсу. Джонс, учившийся и неоднократно бывавший в Италии, привнес ее дух не только в планировку и архитектуру возведенных им зданий, но даже в название площади, отныне именовавшейся Пьяцца Ковент-Гарден. А уж построенная на западной стороне пьяццы церковь Св. Павла (1631) и вовсе почти буквально подражала этрусскому храму в изображении Серлио. Кстати, это первая в Лондоне церковь, возведенная после Реформации: ее простота отражала требования суровых протестантских доктрин. Недаром же Джонс обещал заказчику возвести «самый красивый сарай в Англии». В итоге, обрамленная с севера и юга трехэтажными зданиями с открытыми аркадами первых этажей, площадь Индиго Джонса напоминала одним пьяццу в итальянском городе Ливорно, другие видели в ней отзвуки парижской Place de Vosges (площадь Вогезов). Судить, кто из них был прав, сегодня сложно, ибо ансамбль площади, созданной по проекту Джонса, полностью утрачен.
С течением времени облик пьяццы менялся, здания перестраивались (большинство из нынешних домов были построены гораздо позже, в викторианские времена).
После Великого пожара 1666 года, уничтожившего базары на востоке Лондона, Ковент-Гарден-маркет укрепился в репутации наиболее важного в стране.
А вот в XVIII веке Ковент-Гарден прославился в амплуа района Красных фонарей. Был даже издан особый справочник под названием «Harris’s List of Covent Garden Ladies», где приводились адреса публичных домов и проституток с подробным описанием биографий, внешности и перечня услуг, в которых специализировались жрицы любви. «Harris’s List» пользовался большой популярностью как «важный путеводитель и необходимый аксессуар каждого серьезного джентльмена, знающего толк в удовольствиях». Число проданных копий превысило 250 тысяч – рекордный по тем временам тираж!
О богатом прошлом Ковент-Гарден-пьяцца можно рассказывать долго. Возвращаясь во времена не столь далекие, скажем, что знаменитый овощно-фруктово-цветочный оптовый рынок в 1974 году съехал отсюда на южный берег, в район Воксхолл, сменив заодно и название – на Новый Ковент-Гарден. А старый Ковент-Гарден стал одним из любимых мест туристов, театралов и молодых лондонцев. Концентрация кафешек и ресторанов, сувенирных лавочек и всевозможных магазинов здесь одна из самых высоких в городе. Только в здании рынка, состоящем из трех связанных переходами галерей, их десятки. Чего стоит один Музейный магазин (Museum Shop), где запросто можно купить репродукции картин, статуэтки-копии скульптур и всевозможных экспонатов из знаменитейших музеев Европы и Америки. На площади имеется и собственный Музей городского транспорта, рассказывающий историю первого в мире метро, а также эволюцию горячо любимых лондонцами даблдекеров (двухэтажных автобусов).
Толпы зрителей, однако, собирают не они, а целый сонм уличных музыкантов, танцовщиков, акробатов, иллюзионистов и комиков, в любое время дня развлекающих публику на мощенной булыжниками мостовой. Одно из первых упоминаний об уличных шоу на пьяцце относится к 1662 году, когда Samuel Pepys записал в своем дневнике, что видел здесь представление Панча и Джуди. В наше время все не так просто: Ковент-Гарден – единственное место в Лондоне, официально лицензированное для уличных представлений. Чтобы получить разрешение на выступление, соискатели должны пройти пробы в комитете союза актеров и вписать свои представления в общий план. К высоким стандартам обязывает и гранд-сосед – Королевский оперный театр, смотрящий на пьяццу спиной. Но это уже другая история.