Быть художником — значит быть видимым
В Peckham, на юге Лондона работает необычная дизайнерская студия Intoart, которая меняет мир к лучшему. Здесь людям с ограниченными возможностями помогают стать признанными активными художниками, предоставляют все для обучения, чтобы они были «видимыми, равными и известными творцами».
Из 1,5 млн людей с ограниченными возможностями обучения в Великобритании, только шесть процентов работают по найму. Несмотря на положения «Закона о равенстве» от 2010 года, уровень занятости таких людей практически не изменился.
«Когда я впервые запустила Intoart, не было никаких данных о людях с инвалидностью, работающих в области дизайна», — говорит Элла Ричи, которая основала проект вместе с партнером и коллегой, выпускником школы искусств Сэмом Джонсом. «О людях с ограниченными возможностями обучения редко думают как о создателях культурного наследия, а это упущенная возможность для всех».
Сейчас, когда студия функционирует уже больше 20 лет, налажено сотрудничество с 24 художниками с ограниченными возможностями, физическими и сенсорными нарушениями, а также с аутизмом. В студии учатся и работают художники, граверы, иллюстраторы, керамисты, а также дизайнеры изделий и текстиля. Это центр творческой культуры.
Идея студии альтернативного искусства возникла, когда Ричи и Джонс окончили Central Saint Martins, один из самых уважаемых англоязычных университетов по дизайну в мире. Ричи работала волонтером с молодежью и взрослыми с ограниченными возможностями. «У меня была привилегия работать там, где я хотела, — говорит она. — Когда у вас проблемы с обучаемостью, вы не можете этого сделать. Я создала Intoart не ради искусства, а ради социальной справедливости».
То, что начиналось как 10-недельный проект, превратилось в полноценную программу обучения, студийной практики и публичных выставок. Сотрудники Intoart работают по всем направлениям в качестве уполномоченных, кураторов, наставников и посредников между художниками.
В 2018 году организация переехала в свое нынешнее помещение на Peckham Levels, что позволило художникам экспериментировать с различными средами и масштабами. «В студии я расширяю свои навыки и методы, — говорит Клифтон Райт, чьи фигуративные рисунки выставлялись в лондонской галерее Уайтчепел. — По прошествии 17 лет я все еще прихожу в студию, чтобы лучше рисовать, развивать новые идеи и темы».
Тесное сотрудничество с галереями и музеями привело к развитию студии. В том числе, благодаря интересу Ричи к искусство, как к детектору социальной справедливости. Это также результат налаживания отношений с общественными организациями, предприятиями, службами поддержки и самими художниками. Принимая этот совместный подход, Ричи надеется объединить навыки экспертов, работающих в государственном и коммерческом секторах. «Быть художником — значит двигаться вперед и не быть невидимым из-за своей инвалидности», — говорит Нэнси Клейтон, присоединившаяся к работе в рамках программы фонда студии. Ее работы будут представлены на выставке Intoart в галерее Copeland в июне.
Помимо собственных выставок, студия сотрудничает с меценатами по всему миру. Совместно организуются показы, комиссионные и исследовательские проекты с такими учреждениями, как V&A и брендами, включая марку роскошного трикотажа John Smedley. Совсем недавно работы из шелка Кристиана Овонлена, созданные вручную, принесли ему награду Brookfield Properties Craft Award.
Нтиенсе Ино-Амуквайе, еще один член коллектива, осенью собирается провести персональную выставку в нью-йоркском White Columns. В коллекции Intoart более чем 3000 произведений искусства. Самый простой способ оказать поддержку проекту — это сделать покупку с гравюрами (от £20), керамикой и модными аксессуарами, созданными руками начинающих и признанных художников. Вы также можете сделать пожертвование на веб-сайте Intoart или стать патроном программы.
Следующей целью Ричи, помимо выставок, является дальнейшая демократизация продукции Intoart. «Хотя это здорово, что работы художников можно увидеть и выставить в галереях современного искусства. Но реальность такова, что в галерею ходит не очень много людей, — заключает она. — Мы хотим, чтобы наши принты были доступны для покупки — будь то значок или джемпер. Наша цель — показать талантливые работы мастеров с ограниченными возможностями всему миру».
По материалам: Ft