Влюбленный мозг, или когда и как на самом деле душа поет
Наука XXI века знает о человеческой физиологии очень много, но не со всех тайн еще снят покров. Нобелевская премия ждет того, кто наконец объяснит, что есть «Я», и найдет местоположение такой субстанции, как душа. Ответственность за чувства возлагается на эту неуловимую часть нашей сущности, и сколько сладостных и горьких моментов переживаем мы благодаря ей. Великая, всепоглощающая, созидательная и разрушительная любовь необъяснима, но все же и ее можно попытаться препарировать.
Человеку свойственна уверенность, что в любой ситуации он делает осознанный выбор, но оказывается, свобода выбора – это не более чем иллюзия. Реальность огорчает: сознание ничего не решает, мозг просчитывает все на недоступном владельцу уровне и, еще до того как мы осмеливаемся подумать, уже принимает решение. Смысл поговорки «Привычка вторая натура» открывается теперь совсем с другой стороны – именно привычки и прошлый опыт играют решающую роль в ситуациях выбора.
Нейрофизиологи точно знают, что за выбор партнера отвечают определенные зоны коры головного мозга: одна оценивает внешность, а другая — психологическую совместимость. Как видите, никакой лирики. Парапоясная кора производит сортировку по внешнему виду и несет ответственность за первое впечатление. Ей нужно всего 10 секунд для принятия решения. Вы еще только присматриваетесь к потенциальному партнеру, а мозг уже знает, будет второе свидание или нет. Далее в дело вступает ростромедиальная префронтальная кора головного мозга, которая определяет потенциальную возможность субъекта стать вашей «второй половинкой». «Пролистав» картотеку возможных вариантов совместимости с другими претендентами, мозг выносит вердикт, ему уже ясно, сможете ли вы найти в паре общий язык.
Исследования феномена любви ведутся давно, но относительное понимание процесса стало возможно только благодаря техническому прогрессу. Во время эксперимента добровольцы рассматривали фотографии потенциальных партнеров и оценивали их по пятибалльной шкале, в то же время производилось сканирование головного мозга для выявления наиболее активных в этот момент зон. Затем свидания были назначены «вживую», и оказалось, что по анализу активности мозга можно действительно спрогнозировать вероятность продолжения отношений. Некоторые встречи переросли в стадию флирта, а затем и отношений.
Ответственность за переход от случайной симпатии к заигрыванию и далее несут две зоны в дорсомедиальной части префронтальной коры. На основе слаженной работы этой «парочки» мозг принимает решение, продолжать знакомство или нет. А вот если одна половина начинает доминировать над другой, случается типичный эффект розовых очков: окружающие убеждают вас, что это мезальянс, а вы настойчиво продолжаете лезть в бутылку.
Обманывается ли мозг? Еще как. Он оперирует уже накопленным опытом, и главное, что мы не знаем, каким, точнее, просто не осознаем – наш мозг не считает нужным ставить нас в известность о критериях выбора. Поэтому так актуальна пословица про грабли. И вновь, и снова, и в сотый раз мы будем на них наступать.
Но где же все-таки живет любовь? Американский ученый Хелен Фишер посвятила поиску любви всю свою жизнь и обнаружила у счастливых пар активизацию в вентральной тегментальной области головного мозга – это очень примитивная часть мозга, где располагается зона поощрения, в этих границах нет ни эмоций, ни когнитивных процессов – только влечение, зависимость и мотивация. Этот же участок мозга реагирует на кокаин. Но эффект от наркотика носит временный характер, а романтическая любовь полностью подчиняет себе человека. И если вас отвергли, одержимость предметом страсти может только возрасти.
Результаты томографии головного мозга отвергнутых влюбленных показали, что у них задействованы сразу три зоны мозга и одна из них как раз отвечает за чувство романтической любви. Это зона поощрения, которая активизируется, когда мы не можем заполучить желаемое. Так просто, оказывается, объяснить, почему чувство к бывшему возлюбленному после разрыва становится сильнее. Другая зона отвечает за оценку потерь и приобретений. Она активизируется, когда мы пытаемся отыскать ошибку в отношениях, то есть прикидываем, выиграли мы или проиграли. Эта же часть мозга отвечает за принятие рискованных решений. Так что любовь действительно сродни азартной игре.
Третья зона отвечает за чувство глубокой привязанности к другому человеку. При отсутствии взаимного чувства эта часть мозга бунтует, порождает сильную мотивацию и жажду деятельности, толкая человека на любой риск ради достижения цели – обладания предметом любви.
Согласно результатам исследования Хелен Фишер, романтическая любовь является сильнейшим наркотиком и двигателем инстинкта размножения, а вот сексуальное влечение отвечает всего лишь за выбор партнера. Жизнь без любви невозможна, и подобные чувства присущи всему животному миру. Слоны, например, влюбляются за рекордно короткое время – пару секунд, а у людей это называется любовью с первого взгляда. А главное, что «любовь до гроба» не вымысел: у пар, долго живущих вместе, приведенные выше зоны мозга постоянно остаются в состоянии возбуждения. Есть, конечно, и «любовное зелье» – гормональный коктейль из допамина, серотонина, эстрогена, тестостерона и пр. Но формулы счастливой любви не существует, существует только любовь – она запрограммирована в нашем мозгу, и сопротивление бесполезно. Остается только отдаться этому великому и прекрасному чувству.