Bletchley Park
Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Джеймс Бонд – английские писатели знают толк в детективно-шпионской литературе, созданные ими образы стали всемирной известной классикой жанра. Но реальная жизнь нередко оказывается круче самых невероятных фантазий литераторов. Если не верите – посетите Блетчли-парк (Bletchley Park) в 80 километрах от Лондона. На пасторальных зелёных угодьях этого поместья с живописным прудом и викторианским особняком в годы Второй мировой войны располагалась самая засекреченная организация Великобритании – Правительственная школа кодов и шифров, позже названная Центром правительственной связи.
Пока в пруду парка безмятежно плавали уточки и селезни, в наскоро построенных домиках-бараках взламывались шифры и коды стран гитлеровской коалиции и планировалась операция «Ультра», нацеленная на дешифровку сообщений «Энигмы». И даже после окончания войны деятельность и документация «Станции X» (кодовое название Блетчли-парка) десятилетиями была скрыта под грифом «совершенно секретно». Лишь в 1994 году получивший статус музея Блетчли-парк открыл свои двери и тайны широкой публике.
Те, кто смотрел посвящённый событиям в Блетчли фильм «Игра в имитацию» (режиссёр Мортен Тильдум, в главных ролях Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли), возможно помнят слоган картины: «Основано на невероятной, но реальной истории». Несмотря на физическую достоверность шифровальных машин, фотографий, фильмов, документов и предметов того времени, представленных в «выставочных залах», история, разворачивающаяся в экспозиции музея настолько поразительна, что кажется сочинённой талантливым сценаристом с буйным воображением. Как возможно, чтобы в разгар Второй мировой войны неподалёку от Лондона, который постоянно бомбили немцы, в старинном поместье день и ночь тысячи людей работали над перехватом и дешифровкой военных сообщений?!
«Работа, которая велась в Бличли-парке… имела фундаментальное значение для спасения Британии и победы Запада», – убеждён военный историк профессор Ричард Холмс. В конце 1930-х перед британской военной разведкой МІ6 встала задача – взломать коды шифровальной машины «Энигма» – главного средства связи немецкой военно-политической верхушки. Для реализации этого плана и создана была «Станции X» в Блетчли, где взялись за работу первые ключевые криптоаналитики Джон Тилтман, Диллвин Нокс, Джош Купер и Найджел де Гри; их командир Алистер Деннистон занялся вербовкой преподавателей и студентов из университетов Кембриджа и Оксфорда. Так в Блетчли появились математики Алан Тьюринг и Гордон Уэлчман, Джон Джеффрис, Дерек Таунт и другие молодые учёные, составившие интеллектуальное ядро. Но, чтобы продвинуться в решении задачи, нужны были тысячи сотрудников, работавших нон-стоп по сменам – с началом войны немецкие шифровальные службы меняли коды ежедневно в полночь, из-за чего часто вся работа предыдущих 24-х часов шла насмарку.
Количество возможных комбинаций кодов «Энигмы» теперь возросло до невероятных ранее размеров – 150 миллионов триллионов! В свою очередь, штат Блетчли, составлявший в 1939 году 120 человек, в январе 1945 года вырос до 10 000. При этом вербовка людей осуществлялась в сверхстрожайшей секретности. Все сотрудники должны были подписывать Закон о государственной тайне, обязывающий не сообщать о характере своей работы даже членам семьи. Были случаи, когда муж и жена годами трудились в Блетчли, держа друг от друга в секрете, чем именно они там занимаются. Даже внутри Станции X предписывалась осмотрительность: «Не разговаривайте на кухне. Не говорите в транспорте. Не говорите в путешествии. Не говорите со своим собственным камином. Будьте осторожны даже в своей секции…»
Три четверти из работавших в Блетчли были женщинами. Многие выполняли техническую/административную работу, но те, кто имел учёные степени в математике и физике, занимались сложными вычислениями и кодированием. Например, Элеонора Ирланд работала на компьютерах Колосса, Джейн Хьюз обрабатывала информацию, приведшую к потоплению линкорна «Бисмарк», а Мавис Батей и Маргарет Рок расшифровали код немецкой разведки Абвер.
О том, как Алан Тьюринг и Гордон Уэлчман создали свою первую «Антиэнигму» по имени «Бомба»; о том, как именно был расколот код и как работа сотрудников Блетчли-парк повлияла на исход D-Day и другие важные события в ходе войны; об аскетических условиях быта работников Станции X и о том, как был снят гриф «ультрасекретно» с организации, чья деятельность, по мнению многих историков, помогла сократить войну на два года и предотвратить гибель огромного числа жизней – об этом и многом другом рассказывает музей Блетчли-парк. А ещё здесь можно увидеть, как работает реальная «Энигма» и «Бомба», посмотреть первый компьютер «Колосс» – единственный выживший из 10 экземпляров и самый старый цифровой компьютер в мире Harwell Dekatron – начиная с 2007 года, на территории Блетчли-парка работает Национальный музей компьютеров.
* * *
Bletchley Park
The Mansion, Bletchley Park,
Sherwood Drive, Bletchley,
Milton Keynes, MK3 6EB
www.bletchleypark.org.uk