Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

ИнтервьюСтиль жизниУкрашенияЧасы

Cartier – неизменный арбитр изящества

Об истории Дома Cartier, основанном в 1847 году Луи-Франсуа Картье, ювелиром и мастером часового дела, рассказывает в интервью Алэн Картье, потомок в пятом поколении великой династии Cartier. На рубеже XX века фирма Cartier прославилась как «ювелир королей и король ювелиров». Рядом с логотипом Cartier красовались гербы английской, испанской и португальской корон, российского императора, короля и королевы Греции, короля Сиама, которые являлись гарантом эксклюзивности и качества этого ювелирного дома.

Часы Cartier, украшающие запястье их счастливого обладателя, несомненно, являются признаком статуса, элегантности и принадлежности к определённому классу. Но, как и многие другие предметы нашей повседневной жизни, которые по сути служат выполнению определённой функции, они ускользали из поля моего зрения до того момента, как мы с тобой обсудили различные модели Cartier и историю их создания.  Вы упомянули, что ваш дед Луи Картье в 1904 году придумал самые первые в мире мужские наручные часы. Таким образом, часы Santos, будучи не только классической и очень успешной моделью, также обладают привилегией быть первыми в истории мужскими наручными часами. Расскажите, пожалуйста, как у Луи Картье появилась идея их создания.

 

Утверждая, что первые мужские наручные часы были изобретены моим дедом Луи Картье для своего друга Альберто Сантос-Дюмона в 1904 году, необходимо окунуться в историю часового дела, чтобы подтвердить или опровергнуть это заявление.  Женские часы-кулоны еще в XIX веке преобразовали в часы-подвески на браслетах. На рубеже XX столетия мужчины носили свои часы в карманах пиджаков или жилетов. Их подвешивали на конец брелока или цепочки и прикрепляли к петле для пуговицы иногда вместе с другими мелкими предметами перочинным ножом, декоративной коробочкой для спичек и портсигаром. Таким образом, чтобы узнать время, приходилось вынимать часы из кармана. Пионеру авиации Альберто Сантос-Дюмону было необходимо держать обе руки на штурвале своего самолёта. Именно поэтому он попросил моего деда Луи найти решение этой проблемы. Так Луи Картье пришёл к идее создания той самой модели Santos, довольно миниатюрной по сегодняшним меркам. При этом карманные часы отнюдь не вышли из моды. Много прекрасных моделей карманных часов появилось в 20-е годы и выпускалось Cartier вплоть до 60-х.

– Говоря о часах Cartier, мы не можем не упомянуть модель Tank, которая и по сей день является самой желанной, престижной и, наверное, самой копируемой моделью наручных часов всех времён. Её можно было заметить украшающей запястья членов королевских семей, например, принцессы Дианы, а также первых леди, например, Джеки Кеннеди и многих других знаменитостей. Расскажите, пожалуйста, откуда появилась идея такой формы часов. В самом начале производство модели Tank было эксклюзивным всего лишь 6 часов в год. Кто были покупатели самых первых Tank? Сохранились ли оригинальные часы из первого выпуска?

Идея именно такой формы возникла после того, как мой дед увидел танк с высоты птичьего полёта во время Первой мировой войны. Часы Tank Normale были спроектированы в 1917 году, и мужская модель была запущена в производство в 1919 году. Женские Tank появились, как мне кажется, в 20-х. Они меньше по размеру.

Я не знаю владельцев оригинальных Tank, но фирма Cartier утверждает, что генералу Першингу, командующему американскими войсками в Европе во время Первой мировой войны, были вручены одни из этих оригинальных часов.

Поступали ли какие-то заказы от Российского Императорского Дома фирме Cartier?

Нет, но император и императрица приобрели несколько небольших вещиц в 1907 году у Чейруза, представителя Cartier, который прибыл с визитом в Россию. Это объясняется тем, что императорская чета отдавала предпочтение российским ювелирным домам.

HALO TIARA DUCHESSE YORK MIDDLETON

– Расскажите, пожалуйста, немного об истории потрясающей тиары Halo, которая украшала голову герцогини Кембриджской во время её свадьбы с принцем Уильямом в 2011 году.

Она была сделана в 1936 году для Лондонского магазина Cartier и была приобретена герцогом Йоркским в ноябре того же года, всего за несколько недель до того, как он стал королём Георгом VI. Впервые эта тиара украсила голову королевы-матери Елизаветы. В 1944 году она передала её своей дочери принцессе Елизавете в подарок к её 18-летию. За время своего правления Королева Елизавета много раз предоставляла тиару в пользование членам королевской семьи, в частности, своей сестре Принцессе Маргарет и её дочери Принцессе Анне.

– Расскажите, пожалуйста, историю потрясающего особняка Cartier на 5-ой авеню в Нью-Йорке.

Промышленник Уильям К. Вандербильт продал землю по адресу 653, 5-ая авеню Мортону Планту в 1901 году. Мистер Плант закончил строительство особняка в стиле неоренессанс в 1905 году. Так как богатые люди постепенно обосновывались в районе аптауна на Манхеттене, в 1916 году Пьер Картье, основатель лондонского и нью-йоркского бутиков Cartier, арендовал этот особняк.

Молодая жена Планта Мэйзи увидела жемчужное ожерелье, состоящее из трех ниток жемчуга, стоимостью в 1,5 миллиона долларов в витрине магазина Cartier. Жемчужины для создания этого ожерелья Сartier cобирали на протяжении нескольких лет. Самая крупная жемчужина была размером 17 миллиметров в диаметре. Mэйзи очень понравилось это ожерелье, а Мортон Плант сильно любил свою молодую жену. Сartier же в свою очередь планировали расширение своего бизнеса в Америке. В итоге в 1917 году Пьер Картье и Мортон Плант договорились об обмене жемчужного ожерелья плюс 100 долларов на землю и особняк Планта на 5-ом авеню.

После падения финансового рынка в 1929 году, последовавшей за этим депрессией и появления искусственно выращенного жемчуга, стоимость натурального жемчуга резко упала. После смерти мадам Плант ожерелье, к тому моменту разделенное на два отдельных украшения, было продано на аукционе в Нью-Йорке в 1957 году всего за 165 000 долларов.

The Manchester Tiara

– Давайте поговорим отдельно о некоторых изделиях Cartier более подробно. Какой смысл заложен в птицах-брошах 40-х годов?

Голубо-бело-красная фигурка птицы в золотой клетке, которая была сделана около 1940 года, символизирует оккупированную Францию тех лет. В 1944 году она трансформировалась в птицу, вылетевшую из клетки, что, в свою очередь, символизировало освобождённую Францию. Птицы-броши появились в 40-х и производились вплоть до 60-х. Они были любимой темой Жанны Туссэн наряду с другими представителями животного мира, например, пантерами. Жанна Туссэн была главой ювелирного департамента с 1933 года и до её ухода на пенсию около 1970 года.

– Как вы однажды отметили, стиль арт-деко стал практически синонимом стиля фирмы Cartier. Например, редкие часы из коллекции Музея декоративного искусства в Лувре. Расскажи, пожалуйста, поподробнее о влиянии стиля арт-деко на работы Cartier.

На это повлияло много факторов (прим. автора): буйство контрастных красок, которое наблюдалось в Ballet Russes, начиная с 1909 года, а также преобладание экзотики в балетных тематиках, мода на экзотические культуры в музейных выставках Парижа, раскопки гробницы Тутанхамона и тематические светские балы. Геометрия стиля арт-деко хорошо сочеталась с геометрической огранкой драгоценных камней.

– Cерия Tutti Frutti – это культовое произведение Cartier. Что повлияло на её развитие?

Сartier производил огранку и гравировку листьев и птиц на рубинах, изумрудах и сапфирах в Индии, где это было дешевле. После этого они импортировались в Париж и Лондон для создания законченных ювелирных изделий.

– У вас есть любимое изделие Cartier?

Да, Portico, Mystery clock (часы с загадкой) специализация Cartier. Они большого размера (35 сантиметров). Это красивый и функциональный предмет искусства, выполненный в восточном стиле с элементами европейского дизайна, необычная интерпретация стиля XIX века. Фигурка наверху добавляет элемент духовного или животного мира. Например, фигурка Пеликена, Будды, Химеры или Китайского льва.

– С вашей точки зрения, на каком уровне находится ювелирное мастерство сегодня?

– Что касается ювелирного дела, современное мастерство на должном уровне. Нам может нравиться или не нравиться дизайн, это вопрос вкуса. Сложность заключается в том, что на данный момент не существует общей стилистики, которая задавала бы тон и контекст при создании предметов ювелирного искусства. К примеру, как это было со стилем Garland (Гирлянды), который доминировал в ювелирном деле в Эдвардианскую эпоху или, как её ещё называют, Belle Epoque (Эпоху прекрасного), или со стилями арт-нуво или арт-деко, которые доминировали во всем декоративном искусстве с 1895 по 1915 год, а также в мирный период между Первой и Второй мировыми войнами.

 

 

Автор: Лана Иванюхина

Art & Luxury Goods Consultant, based in London

www.lanaivanyukhina.com