Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Арт-ГидВыставкиИскусствоКультура

«Альфонс Муха: в поисках красоты»

Reverie, 1898. © Mucha Trust 2017.

Так уж заведено в этом мире, что периоды расцвета и триумфа чередуются с временами забвения. Но заканчивается цикл, и давно забытое старое открывается заново, проявляя грани, не замеченные предшественниками. Такая судьба постигла творчество Альфонса Мухи – уникального мастера ар-нуво, наиболее ярко и исчерпывающе выразившего суть этого стиля во многих сферах декоративного искусства, иллюстрировании книг и журналов, рекламе, плакате, дизайне интерьеров, мебели, ювелирных изделий, сценографии, театральном костюме.

После взлета славы, сопутствовавшей художнику в 1894-1905 годах, и стабильного периода 1910-20-х с приходом функционализма внимание к его творчеству стало угасать, а после Второй мировой войны о Мухе и вовсе забыли.

Новый всплеск интереса к произведениям чешского художника наступил в 1960-е. К тому времени интернациональный стиль и функционализм с его прямыми линиями и чистыми плоскостями свелся к выхолощенной однообразной диктатуре единого стиля – независимо от континента, места, национальных особенностей и климата. Изломанные вьющиеся линии модерна пришлись по душе новому поколению, которое восприняло их как глоток свежего воздуха, возможность вырваться из рамок запрограммированной анонимности функционализма. Внимание к народному искусству и его орнаментам, рукотворным вещам – вместо машинной штамповки массовой продукции – спровоцировало интерес к забытому стилю. Движение хиппи, современные художники, архитекторы и музыканты подхватили и интерпретировали модерн в одежде, архитектуре, дизайне, психоделическом роке и новых формах джаза. А в плакате и иллюстрации и вовсе поднялась целая волна подражания стилю Мухи – от прямого цитирования до вариаций на тему.

Mucha in his studio, Paris, c.1901. © Mucha Trust 2017.

Выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты», открывшаяся этим летом в ливерпульском музее Walker Art Gallery, представляет коллекцию работ художника, ставших иконами стиля ар-нуво и продолжающих вдохновлять дизайнеров XXI века. В экспозиции около 100 плакатов, рисунков, фотографий, живописных и скульптурных работ мастера.

Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в старинном моравском городке Иванчичи, рядом с Брно (в те годы – территория Австро-Венгерской империи), в семье мелкого судебного чиновника. Благодаря хорошему голосу был принят в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что давало ему право учиться в гимназии. По-видимому, не слишком прилежно, так как парня отчислили с формулировкой «за плохую успеваемость». Семейная история гласит, что по пути домой в родной городок Иванчичи Альфонс заглянул в гости к другу. Случайно увиденная настенная роспись в традиционном стиле чешского барокко, выполненная местным художником, поразила его. Как и осознание того, что художник может зарабатывать на жизнь своим ремеслом. Так пришло решение стать профессиональным художником.

Однако попытка поступления в Пражскую академию художеств не удалась, так что пришлось корпеть писарем в суде по протекции отца. Впрочем, местный любительский театр притягивал Муху куда больше, и он посвящал ему все силы: вначале как актер, потом взялся изготавливать декорации, дизайн афиш и билетов. В 19 лет Альфонс получил место художника театральных декораций в Вене. Пожар в театре «Рингтеатр», во время которого погибло 500 человек и сгорела мастерская, лишил его работы, и Муха отправился путешествовать по стране на поезде. Деньги закончились в городке Микулов, и за постой в местной гостинице пришлось расплачиваться рисунками. Которые, по прихоти благосклонной фортуны, попались на глаза графу Куэн-Беласси. Впечатленный увиденным, тот заказал Мухе росписи в своем родовом замке в Микулове и в парадном дворце Эммахоф под Веной. Мало того: талант Альфонса решил поддержать брат графа Эгон, согласившись оплатить его учебу в Мюнхенской академии изящных искусств, а затем и в Париже, в наиболее известных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси.

Муха учился и с восторгом осваивал Париж, когда финансирование внезапно прекратилось. Пришлось перейти на диету из фасоли, бросить занятия серьезной живописью и пытаться выжить в прекрасном, но жестоком к слабакам городе. Муха голодал, перебивался подработками, выполняя иллюстрации для разнообразных журналов и книг, обложки. Постепенно нарастали связи, прибавилось заказов, появилась репутация надежного и успешного иллюстратора. Париж любит тех, кто держит удар, и в рождественские дни 1894 года судьба подарила художнику шанс, круто изменивший его судьбу.

26 декабря Муха работал в печатной мастерской Lemercier – выручая друга, делал корректуру печатных оттисков. Художники разъехались на рождественские каникулы, и когда агенту печатников мсье Бруноф вдруг позвонила актриса Сара Бернар и попросила немедленно создать афишу к постановке спектакля «Жисмонда» (Gismonda) с ее участием, тот растерялся. Но звездным дивам отказывать не принято, и Бруноф обратился к единственному, кто был под рукой – Альфонсу Мухе. А несколько дней спустя на парижских улицах появился плакат, вызвавший у публики такое восхищение, что за ним началась настоящая охота. Ушлые коллекционеры подкупали расклейщиков афиш, а более беспринципные граждане, вооружившись бритвами, под покровом ночи попросту срезали плакаты с афишных тумб.

Их трудно осудить. На огромных, более двух метров в высоту узких листах, отпечатанных в технике цветной литографии, во весь рост вздымалась фигура кумира парижской публики – несравненной Сары Бернар. В пышном, роскошном одеянии, с венком в волосах и пальмовой ветвью в руках. Над головой – арка с выложенным мозаикой именем, золотистый фон: ни дать ни взять – античная богиня.

Сара Бернар высоко оценила работу художника, о существовании которого до этого и не подозревала: по ее протекции Муха получил место главного декоратора в театре «Ренессанс». Знаменитая актриса также подписала с Мухой личный контракт: в течение шести лет художник создавал костюмы, декорации и афиши ко всем спектаклям с ее участием.

Альфонс Муха не только был одним из основоположников направления ар-нуво, столь популярного в Европе и Америке в 1890-1910 годы. Он создал собственный стиль, который современники именовали «стиль Мухи». Особенно ярко он проявился в театральной афише и рекламном плакате – жанрах, поднятых художником на новую высоту. В том, что в конце XX века плакат из чисто прикладного оформительского ремесла перешел в ранг самостоятельного вида искусства, немалая заслуга Альфонса Мухи.

Language of Flowers, 1900. © Mucha Trust 2017.

Будучи прекрасным рисовальщиком и воспитанником традиционной академической школы, художник перенес ее в плакат, придав этому «легкому» жанру классическую весомость. При этом Мухе удалось избежать подробности и многословия станковой живописи – мастерски стилизовав элементы в единую гармонию, он разработал свою характерную схему: необычно вытянутый длинный формат листа, виртуозные композиции, построенные на кривизне, волнообразной подвижности, гибкости и текучести линий. Никаких прямых углов и строгих геометрических форм – это царство арабесок, прихотливо закрученных локонов, изгибающихся фигур, выразительных складок драпировок. Выработался и характерный для большинства плакатов набор приемов: арка или круглый (полукруглый) диск за головой женской фигуры, заполненный цветами, текстом, орнаментом; сложные блеклые цвета, и дань «византизму» – золото и серебро. Хорошо ознакомленный с новыми достижениями в литографической печати художник первым ввел в плакат эти цвета.

Главные героини произведений Мухи – женщины. Он сотворил целую галерею типажей-образов: Девы, Дамы, Принцессы, Чаровницы. Муха великолепно чувствовал конъюнктуру эпохи, умело смешивая ингредиенты разных стилей в эффектные и дразнящие «коктейли»: легкий налет мистицизма и символизма, чувственность и обнаженность в рамках приличия. Появилось даже понятие «La Femme Muchas» – «Женщины Мюша» (Мюш – французский вариант произношения фамилии художника). Эти образы стали в какой-то степени визуальным символом Belle Epoque. Работы Мухи пользовались невероятной популярностью – рисунки и акварели, переведенные в литографию, расходились тысячами экземпляров. Самое поразительное, что наш художник оказался востребованным и в среде радикальной художественной богемы, и у консервативной публики: его эстампы висели в кабинетах снобов и высоколобых эстетов и в дамских будуарах, в домах обывателей и на афишных тумбах улиц и площадей, украшали открытки, календари и иллюстрированные приложения к журналам. Это была роскошь, дешевизна которой была доступна всем слоям общества. Что для Мухи, одержимого идеями демократизации искусства и не один раз высказывавшего мысль «Бедность имеет право на красоту», имело огромное значение. Художник даже вступил в 1895 году в объединение «Салон ста». Его участники не только декларировали идеи ар-нуво, но и активно занимались созданием доступного по цене искусства – «искусством для дома», как они его называли: выпускали недорогие художественные издания, альбомы литографий, серии плакатов и панно для интерьеров. Афиша Мухи, анонсирующая 20-ю выставку «Салона ста», имела такой успех у публики, что за две недели было продано 7 тысяч экземпляров.

Именно в этой галерее в 1897 году состоялся первый большой показ работ художника: 448 рисунков, плакатов и эскизов. То было время, когда плакат завоевывал мир – международные выставки прошли в Вене, Кракове, Париже, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке. Благодаря этим экспозициям, а также специализированным периодическим изданиям, об Альфонсе Мухе узнали в Европе и Америке. На выставке в Санкт-Петербурге представили 18 плакатов чешского автора – стартовая точка огромной популярности его творчества в России.

Waverley Cycles, 1898. © Mucha Trust 2017.

В течение десятилетия на рубеже веков Муха был в числе наиболее востребованных и успешных парижских художников. На него обрушился ливень заказов: театральные афиши, рекламные плакаты, декоративные панели, обложки журналов, меню, открытки, календари. Дизайн предметов интерьера, мебели, посуды, столовых приборов; упаковки, этикетки и рекламные иллюстрации – от шампанского Moet & Chandon до туалетного мыла. Известный ювелир Жорж Фуке создавал по эскизам Мухи ювелирные изделия и т.д. В 1899 году австрийское правительство заказывает художнику дизайн интерьеров павильона Босния-Герцоговина для парижской Всемирной выставки 1900 года. Работая над проектом, Муха отправляется в длительное путешествие по балканским странам, собирая материалы, делая зарисовки, углубляясь в историю. Именно тогда у него родился грандиозный замысел – создать монументальное творение, прославляющее славянскую культуру. Национально-исторический цикл огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос», занял 20 лет его жизни. Вернувшись в Чехию, в огромном Хрустальном зале замка Збирог неподалеку от Праги художник пишет холсты размерами в 48 квадратных метров. Финансировал проект чикагский миллионер Чарльз Крейн.

В 1928 году «Славянский эпос» – 20 гигантских полотен о знаменательных событиях в истории славянских народов (есть среди них и «Отмена крепостного права на Руси») – был передан художником в дар городу Праге. Критики встретили работу прохладно: говорили об анахронизме, «опоздании» на столетие, об излишнем пафосе и навязчивом монументализме. Парадоксально, что «Эпос», который художник считал главным достижением и делом всей жизни, не обрел признания. И Альфонс Муха, отрицавший свою близость к модерну, потому что всегда считал принадлежность к определенному стилю потерей индивидуальности, стал символом искусства ар-нуво.

Alphonse Mucha: In Quest of Beauty

16 июня – 29 октября 2017

Walker Art Gallery

William Brown Street, Liverpool L3 8EN

www.liverpoolmuseums.org.uk/mucha

Leave a Reply