Арт-ГидВыставкиИскусство

«Генри Мур в Хоутон-холле: природа и вдохновение»

Абстрактные скульптуры Генри Мура (1898 – 1986) в поместье Хоутон, возведённом в XVIII веке? Звучит интригующе! Грандиозные парковые угодья и палладианская архитектура бывшей резиденции первого британского премьер-министра сэра Роберта Уолпола в графстве Норфолк – пространство мечты для любого скульптора. Но и испытание на прочность: в столь величественном природном обрамлении фальшивые ноты и ложная патетика скульптур-однодневок сдуваются, как мыльный пузырь. Впервые увидев на зелёной авеню перед палладианским фасадом Хоутон-холла «Большую полулежащую фигуру» Генри Мура, ловлю себя на мысли, что она кажется рождённой для этого места.

Henry Moore. The Arch. 1963/69. Fibreglass. The Henry Moore Foundation. Photo: Pete Huggins.

Идея представить на землях Хоутон-холла работы Генри Мура так же гениальна, как и естественна: знаменитый британский скульптор часто задумывал и помещал свои работы на открытых пространствах, стремясь растворить их в окружающем пейзаже. «Скульптура – это путешествие, – говорил художник. – Она должна быть видна в сотне разных ракурсов, по-своему открываясь летящей птице или ползущему червю». Мур и сам предпочитал работать на открытом воздухе, утверждая, что запереться и работать в студии в хорошую погоду, «всё равно что сидеть в тюрьме».

Henry Moore. Three Piece Sculpture: Vertebrae. 1968-69. Bronze. The Henry Moore Foundation. Photo: Pete Huggins.

Одним из первых в искусстве ХХ века Мур заставил нас посмотреть на скульптуру не как на анатомическое подобие человека, а увидеть её частью природного ландшафта. Если присмотреться к полулежащим фигурам скульптора, в них можно увидеть и пологие холмы Англии, и испещрённые морщинами от ветра и воды камни, и скалы побережья; услышать шум дождя, почувствовать запах моря. Это был принципиально новый язык в скульптуре. Мур отталкивался от простой идеи: мы плоть от плоти, кровь от крови этой земли, воды, деревьев, птиц, рыб, зверей, гор и долин. В его скульптурах ощущаются скрытые рост, движение, развитие. Подобно неумолимой силе, раскрывающей почки деревьев или лепестки цветов, скульптуры Мура затягивают в своё пространство, внутрь углублений, полостей, дыр. И одновременно открывают для нас новые пространства. Женские фигуры ваятель сравнивал с природным ландшафтом, в котором колени и грудь напоминали горы, овалы плеч и бёдер – холмы, а округлые пустоты – пещеры. Даже Землю он считал трёхмерной скульптурой.

Выставка «Генри Мур в Хоутон-холл: природа и вдохновение» охватывает широкий проспект-авеню, регулярный сад, олений парк; в этих зелёных кулисах обосновались несколько монументальных скульптур Мура: «Большая полулежащая фигура» (1984), «Арка» (1963-69), «Скульптура из трёх частей: Позвонок» (1968-69), «Вертикальный мотив No.8» (1955-56) и другие. В который раз убеждаешься, насколько органично и свободно вписываются их гигантские формы в открытые природные пространства. Спасибо куратору Себастьяно Барасси и Фонду Генри Мура, отбиравших и предоставивших на выставку эту коллекцию работ!

Henry Moore. Mother and Child: Block Seat. 1983-84. Bronze. The Henry Moore Foundation. Photo: Pete Huggins

В галереях и парадных залах Хоутон-холла представлено собрание небольших работ, моделей и офортов художника. В роскошных интерьерах дворца среди обилия декора работы Мура не сразу различаешь; наиболее удачно выстроена экспозиция в каменном холле. А в двух небольших залах South-Wing gallery господствует… череп слона. В мастерскую Мура он попал ещё в 1968 году – это был подарок от друга Джулиана Хаксли, известного биолога и секретаря Лондонского зоологического общества, и с тех пор занимал в студии почётное центральное место. Скульптор был настолько поражён архитектурой черепа животного, что проводил целые дни, зарисовывая отдельные его части, удивляясь обилию контрастов форм, в которых ему виделись «огромные пустыни и каменистые пейзажи, холмы с пещерами, фрагменты архитектурных структур, колонны и подземелья». Череп вдохновил Мура на серию офортов, вошедших в одноимённый альбом и скульптуру Two Piece Point: Scull (1969) – единственную, изначально задуманную в стекловолокне.

Henry Moore. Reclining Figure: Bone. 1975. Travertine marble. The Henry Moore Foundation. Photo: Pete Huggins.

Выставка Генри Мура не первая экспозиция скульптуры в поместье: нынешний владелец, VII маркиз Чамли, Дэвид Чамли (David Cholmondeley) с 1998 года коллекционирует современное искусство, задуманное для открытых пространств. В 2015 году выставкой произведений американского художника Джеймса Таррелла «Световой пейзаж» стартовала серия экспозиций современных художников в Хоутон: в 2017 году – Ричард Лонг, в 2018 – Дэмьен Хёрст.

Henry Moore at Houghton Hall: Nature and Inspiration

до 29 сентября 2019

Houghton Hall, King’s Lynn, Norfolk PE31 6UE

www.houghtonhall.com