ВРЕМЯ ЧИТАТЬ с Маргаритой Баскаковой
Роман «Устал рождаться и умирать» нобелевского лауреата Мо Янь, по признанию самого автора, был написан за сорок три дня, но существовал в его сознании много десятилетий.
«Лежа в лужице масла, стекавшего с еще потрескивавшего тела, я понимал, что сил выносить мучения почти нет и, если продолжать упорствовать, неизвестно, каким еще жестоким пыткам могут подвергнуть меня эти продажные служители. Но если покориться, значит, все муки, которые я вытерпел, напрасны? Я с усилием поднял голову — казалось, в любой момент она может отломиться от шеи — и посмотрел на свет свечей, туда, где восседал Ло-ван, а рядом с ним его паньгуани — все с хитрыми улыбочками на лицах. Тут меня обуял гнев. Была не была, решил я, пусть сотрут меня в порошок каменными жерновами, пусть истолкут в мясную подливу в железной ступке…
— Нет на мне вины! — возопил я».
«Мы живем в истории… Вся реальность – это продолжение истории». Мо Янь создает летописные полотна Китая прошлого века, вплетая сказочные предания в современную картину мира. Его герой обладает железной волей и завидным упрямством, за что и обречен вечно рождаться и умирать. Ни небо, ни преисподняя не горят желанием принять подобного борца за справедливость, нигде не любят правдолюбцев, и обречены они на вечные муки.
Новозеландская писательница Элеанор Каттон получила Букеровскую премию в возрасте двадцати восьми лет и стала самым молодым лауреатом. Роман «Светила» – весьма объемное произведение занимает 832 книжные страницы. Это самый длинный роман-победитель за все время существования премии. Но, несмотря на отпугивающие «многабукаф», книга читается на одном дыхании. Действие происходит в Новой Зеландии времен золотой лихорадки. Главный герой – шотландец Уолтер Муди прибывает на золотые прииски в надежде разбогатеть, но оказывается втянутым в самую гущу загадочных и запутанных обстоятельств. Тут и пропавший при неизвестных обстоятельствах «богатенький Буратино», и свернувшая на путь истинный проститутка, и золотой клад, и спиритический сеанс. Все как положено в большой детективной истории, только сюжетная линия базируется на законах астрологии. За каждым действующим лицом закреплено небесное тело, все они вращаются вокруг убитого центрального героя. За знание астрологии и сюжетные хитросплетения необходимо дать автору дополнительную премию. Эта книга принесла ей еще несколько почетных наград, в октябре 2013 года Каттон стала лауреатом премии герцогини Корнуолльской, а в ноябре того же года получила литературную премию канадского генерал-губернатора.
Люди любят делать прогнозы, слушать мнения аналитиков, но их не покидает уверенность, что прогноз – это всего лишь прогноз. Может и не сбыться. Почему так? Нейт Сильвер всю жизнь занимается исследованием мира прогнозов в тесном сотрудничестве с представителями разных направлений — метеорологами, спортсменами, экономистами, брокерами, работниками служб национальной безопасности. Итогом его работы стала книга «Сигнал и Шум: Почему одни прогнозы сбываются, а другие нет». Автор рассказывает, как повысить точность прогнозов, объясняет поведение людей при оценивании вероятностей, а также демонстрирует, как сформулированная в XVIII веке теорема помогает решать актуальные вопросы глобального потепления и защиты от терроризма. Главный парадокс, по мнению Сильвера, заключается в том, что, несмотря на высокие технологии, способные быстро анализировать огромное количество информации, самым надежным источником остается основанный на собственных ошибках человеческий опыт. Человек превращает информацию в знание, а данные — в точные прогнозы, главное – не забывать побольше сомневаться.
Карина Добротворская «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Очень личный текст. Стал самой скандальной книгой прошлого года. В свое время подобный резонанс вызвала книга Марины Влади о Высоцком «Владимир, или Прерванный полет». Там тоже текст был очень личный. Зачем красивые, успешные женщины стремятся к публичной исповеди, сказать сложно, но сквозь описание чувств, эмоций, ситуаций проступает портрет эпохи, в неожиданном свете предстают люди с известными фамилиями. Уходят лоск, глянец, рушатся фасады, перед читателем открывается настоящий внутренний мир людей, создававших культурный пласт эпохи. Сергей Добротворский был выдающимся кинокритиком конца ХХ века, он формировал вкусы публики и внес свой незаметный, но весомый вклад в культуру это бешеного времени. Умер он в 1997 году. За год до смерти произошел разрыв с женой. Карина ушла от него, но так и «не переболела» и написала письма к своему Сереже. Любовь, кино, Петербург, богемная жизнь 90-х на контрасте красивой жизни в Париже.