Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Великие людиИстория

Жизнь Вольтера: ироничный гений эпохи Просвещения


Вольтер – это не просто имя, это символ эпохи Просвещения, бурный интеллект и язвительный язык. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ. Родился в 1694 году в Париже и с детства отличался острым умом. Хотя отец хотел, чтобы сын стал юристом, Франсуа предпочёл сочинять стихи, играть словами и критиковать власть. Вольтер с самого начала был тем, кого сейчас бы назвали “человеком системы, бросившим вызов системе”.

Вольтер
Вольтер

Его первая слава пришла благодаря сатирическим произведениям, обличающим придворных и влиятельных людей. За это его быстро отправили в Бастилию – неплохое начало карьеры для писателя-революционера! Из тюрьмы он вышел с ещё большей уверенностью: власть можно победить словом, а идеи могут быть острее шпаги. Его знаменитое остроумие стало визитной карточкой. На один из обвинений в атеизме он парировал: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Он мог одним предложением поставить в тупик противников или развеселить толпу. Именно этот баланс между глубиной мысли и лёгкостью подачи сделал его столь популярным.

Его стиль писательства – яркий, энергичный, полный сарказма и афоризмов – идеально подходил для выражения идей Просвещения. Он писал пьесы, философские трактаты, поэмы, научные статьи, причём с одинаковым энтузиазмом.

Битва с догмами

Вольтер не выносил догматизма. Его перо обрушивалось на церковь, монархию и любую форму тирании. Католическая церковь, по его мнению, была главным врагом свободы мысли. Он боролся с религиозной нетерпимостью, преследованиями и фанатизмом. Вольтер не был атеистом, как многие думают, а скорее деистом. Он верил в “разумного Бога”, но не принимал идею церковной иерархии. Его знаменитое “Раздавите гадину!” – это призыв к борьбе с клерикальной коррупцией, а не религией как таковой.

Вольтер умело использовал сатиру, чтобы разоблачать глупость и жестокость религиозных преследований. Его трактат “О веротерпимости” – это страстная защита свободы вероисповедания, вызванная делом Каласа, несправедливо обвинённого протестанта. Однако его антиклерикализм был не только теоретическим. Он спонсировал издания книг, опровергающих религиозные догмы, и активно поддерживал свободу мысли. Его идеи оказались столь революционными, что их изучение долгое время оставалось запрещённым в католических странах.

Философия свободы

Свобода – главный лейтмотив творчества Вольтера. Он считал, что только свободный человек может достичь счастья и реализовать свои таланты. Для этого он предлагал разрушить старые порядки, основанные на невежестве и насилии.

Его знаменитый “Кандид, или Оптимизм” – сатирический роман, который поднимает вопрос: какова природа счастья? Главный герой, пройдя через абсурдные испытания, понимает, что “надо возделывать свой сад”. Вольтер этим хотел сказать: перестаньте ждать чудес, работайте над собой и своей жизнью. Вольтер критиковал социальные несправедливости и защищал права угнетённых. Он выступал против рабства, хотя сам жил в роскоши, что иногда становилось поводом для упрёков. Тем не менее, его идеалы вдохновили множество реформаторов, от Французской революции до движения за права человека. Его переписка с Екатериной II показывает, как он использовал своё влияние для продвижения идей Просвещения. Хотя он сам не был революционером в традиционном смысле, его идеи стали топливом для революционных движений.

Вольтер был не только остроумным сатириком, но и человеком с большим сердцем. Его участие в деле Каласа – яркий пример гуманизма. Узнав, что Жан Калас был казнён за преступление, которого не совершал, Вольтер начал кампанию за его посмертную реабилитацию. Он помогал жертвам несправедливости не только словами, но и делами. Финансовая помощь, поддержка в судах, привлечение общественного внимания – всё это было частью его деятельности. Вольтер видел несправедливость как болезнь общества, которую можно вылечить с помощью просвещения и честного суда. Он также занимался благотворительностью. Известно, что он строил школы и поддерживал образование, особенно для бедных. Вольтер верил: если дать людям знание, они смогут изменить свою жизнь к лучшему.

Эта гуманистическая сторона иногда оставалась в тени его сатирического образа. Однако именно она сделала его не только великим писателем, но и символом человечности.

Стиль жизни: роскошь и уединение

Хотя Вольтер критиковал несправедливости, он не отказывался от комфортной жизни. На доходы от своих произведений он купил имение в Ферне, где жил в роскоши. Это место стало его убежищем от врагов и одновременно интеллектуальным центром. Вольтер любил роскошь, но при этом был трудоголиком. Он вставал рано, работал по 12-14 часов в день, писал сотни писем, сочинял пьесы и философские труды. Его личная библиотека насчитывала тысячи томов, а дом был полон гостей, желающих пообщаться с великим мыслителем.

Ферне стало местом, где Вольтер мог свободно выражать свои идеи. Он принимал там философов, учёных, политиков и даже обычных крестьян. Это место символизировало его идеал: гармонию между умом, трудом и свободой. Его стиль жизни был примером того, как можно сочетать интеллектуальную свободу и материальное благополучие. Он не видел в богатстве зла, если оно используется для улучшения мира.

Сегодня Вольтер – это не просто историческая фигура, а идея. Его книги продолжают издавать, его цитаты звучат на лекциях, его образ вдохновляет. Он стал символом борьбы за свободу, разума и справедливости. Его влияние чувствуется в самых разных областях: от литературы до политики. Французская революция, права человека, секуляризм – всё это несёт отпечаток его идей. Вольтер учит нас быть скептиками, задавать вопросы и не бояться истины. Он показывает, что слово может быть мощным оружием в борьбе с тиранией. Его жизнь – это пример того, как интеллект и упорство могут изменить мир.

Его идеи продолжают вдохновлять миллионы людей по всему миру. Вольтер не был святым, но он был гением, чья энергия и страсть к свободе остаются актуальными до сих пор.

Практические советы от Вольтера

  • Развивайте критическое мышление. Читайте, задавайте вопросы, не верьте всему на слово.
  • Будьте активными. Как Вольтер, не стойте в стороне, если видите несправедливость.
  • Работайте над собой. Вольтер говорил, что счастье – это “возделывать свой сад”. Займитесь своими делами, а не чужими.
  • Умейте смеяться. Юмор – это мощное оружие против тирании и депрессии.

Если вы хотите понять эпоху Просвещения, читайте Вольтера. Он научит вас, как жить с достоинством, умом и сердцем, не теряя при этом лёгкости.