Yorkshire Sculpture Park
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, парк лежит…
Пусть простит меня за перефразирование Александр Сергеевич, но классика так и рвется на лист бумаги, когда созерцаешь красоты пейзажей Йоркширского скульптурного парка.
Кажется, все предельно просто, но сколько вкуса, труда и любви вложено в создание и обустройство! Столетиями землю эту возделывали фермеры и садоводы, строители возводили и сносили здания, шахтеры зарывались в глубь угольных пластов, а старательные ландшафтные архитекторы разбивали сады и парки, высаживали леса, задумывая и воплощая в реальность пейзажи, напоминающие живые декорации для живописных полотен и исторических фильмов о временах Джейн Остин и Чарльза Диккенса.
Йоркширский cкульптурный парк (YSP), раскинувшийся на 500 акрах угодий поместья XVIII века, в пейзаже которого переплелись холмы, поля, дубравы, озера и сады, считается одним из крупнейших в Европе. В этой галерее без стен под открытым небом представлена коллекция современной британской и мировой скульптуры XX-XXI веков.
Чуть больше двух часов поездом от лондонского вокзала St. Panсrass до городка Вейкфилд, затем 15 минут на машине – и перед нами предстал буколический мир, разворачивающийся как роскошная зеленая скатерть с множеством оттенков зеленого – от темного изумруда до нежно-салатового, подернутого дымкой воздушной перспективы. Дополняли картину мирно пасущиеся овцы-толстушки с ягнятами – у каждой мамы по двое-трое малышей нескольких дней от роду. Вся эта многочисленная компания аккуратно и не спеша стригла молодую траву вокруг творений мэтров мировой скульптуры XX века – Генри Мура, Барбары Хепуорт, Дэвида Нэша, Хуана Миро и других. Такое соседство поневоле вызывало улыбку – некая ностальгическая картина рая, где искусство и природа органически соединились. Впрочем, овцы, как живые скульптуры, стали неотъемлемой частью этого пейзажа столетия назад.
Земля, на которой стоит поместье Bretton, в Средние века считалась бросовой и бесполезной, однако многие жившие здесь поколения превратили ее в чудо ландшафтного искусства; работавшие в поместье архитекторы тщательно планировали и организовывали пейзаж, сохраняя его естественность и природность. В XVII-XVIII веках в планирование и строительство домов, павильонов и оранжерей были вовлечены зодчие John Carr, Jeffry Wyatt, William Atkinson и George Basevi, а известные ландшафтные дизайнеры Richard Woods и Robert Marnock внесли свою лепту в создание садов и парков.
В долгой истории поместья немало интересных фактов. Так, в XVI веке по приказу тогдашнего владельца сэра Томаса Уэнтуорта были изготовлены особая кровать и мебель – на случай посещения его королевского величества Генриха VIII (как оказалось, так никогда и не состоявшегося). В 1720 году сэр Уильям Уэнтуорт построил дом в палладианском стиле – это здание и сегодня является центром поместья Bretton. Сын Уильямса – Томас создал вокруг дома несколько парков. Апофеозом ландшафтных фантазий сэра Томаса стало искусственное озеро, специально вырытое для увеселения гостей: здесь разыгрывались потешные морские сражения, устраивались фейерверки, неизменно сопровождавшиеся обильными алкогольными возлияниями.
Как это часто бывает, в один не очень прекрасный день былому величию приходит конец. В 1948 году последний хозяин поместья сэр Генри Бемонт Уэнтуорт продал большую часть владений местному совету земель. Год спустя в главном здании поместья разместился Бреттон Холл колледж, где готовили преподавателей искусства, драмы и музыки (впоследствии – отделение университета города Лидса).
Собственно, с преподавателем этого колледжа Питером Мюрреем и связана история основания YSP – она началась в 1977 году с небольшой выставки скульптуры, организованной во дворе Бреттон Холл. И сегодня Мюррей – исполнительный директор, вдохновитель и главная движущая сила проекта – продолжает работать над своим детищем, возглавляя команду профессионалов и энтузиастов. YSP пользуется заслуженной известностью как один из ведущих международных центров скульптуры, искусства и ландшафтной архитектуры. Это научно-исследовательский центр по изучению современного искусства, а также творческая база для профессиональных скульпторов и художников перформенса (программы художников-резидентов). Великолепие преображающегося каждый сезон пейзажа , в который безошибочно вписаны скульптурные произведения, новые выставки в пяти крытых галереях YSP, серия арт-событий на протяжении года притягивают сюда множество посетителей (около 300 000 в год, 40 000 из которых – школьные экскурсии).
Кстати, первым покровителем YSP был уроженец Йоркшира, знаменитый британский скульптор Генри Мур. Его визит в 1979 году стал толчком в развитии парка скульптуры, а работы мастера, вписанные в ландшафт с учетом масштаба, форм, размеров и очертаний пейзажа, заложили ядро постоянной коллекции.
Другой гигант британской скульптуры – Барбара Хепуорт – также уроженка этих земель, широко представлена на холмах YSP. В постоянную коллекцию входят скульптуры всемирно известных мастеров – Хуана Миро, Исаму Ногучи, Элизабет Фринк, Ричарда Лонга, Магдалены Абаканович, Мартина Крида, Эдуардо Паолоцци, Энди Голдворси и др. Каждый из этих авторов – отдельная глава в искусстве, настолько различны их подходы и интерпретации, причем как в чисто формальном ремесленном плане, так и в социально-философском подходе к скульптуре и в понимании творческого процесса. То, что творения этих скульпторов столь органично вросли в живую ткань парка, вселяет надежду, что наш диалог с природой не утерян бесповоротно.
www.ysp.co.uk
West Bretton
Wakefield
WF4 4LG