Кино

Смотри с Маргаритой Баскаковой

В этом году мир кино сосредоточился на драмах и эпосах, свежих чёрных комедий не хватало, что понятно: жанр этот сложный. Удачный абсурд должен быть запредельно абсурдным, простите за каламбур. Терроризм, эвтаназия и брак, жизнь вампиров и геройский поиск святыни – вот темы, над которыми успешно смеялись режиссёры и нам велели.

Это чёрная комедия на больную для современников тему терроризма. Но возможность посмеяться над проблемой часто помогает её принять, переварить и подумать над решением. Перед тем как приступить к съёмкам «Четырёх львов» (Four Lions), режиссёр Крис Моррис в течение трёх лет внимательно изучал проблему терроризма в Англии. Он встречался с полицией, спецслужбами, активистами, службами безопасности, имамами и обычными людьми. Были изучены тонны материалов известных и нет судебных разбирательств, личных дел и история урождённых британцев, принявших ислам и ступивших на путь терроризма. Вся эта невероятная работа привела к созданию злобного фарса. Итак, однажды в Англии группа из четырёх незадачливых, но очень активных мусульманских энтузиастов-фанатиков принимает решение устроить чётко спланированный и невероятно кровавый джихад в промышленных городах северной Англии. Отомстить им хочется, а вот умирать не очень, даже во имя великой идеи. Фильм вошёл в десятку лучших фильмов 2010 года.

* * *

«Мышьяк и старые кружева» (Arsenic and Old Lace) это олдскульный абсурд 1944 года. Режиссёр Фрэнк Капра обратился к невероятно популярной в это время одноимённой пьесе Джосефа Кесселринга и не прогадал. Фильм с харизматичным Кэри Грантом объявлен лучшей чёрной комедией в истории кинематографа. Картина построена на парадоксах, отрицании очевидного и абсурдности фактов. Так, старые тётушки главного героя накануне его свадьбы рассказывают племянничку о своём давнем хобби: они травят своих кавалеров вином с мышьяком. Нет, они не убивают старичков ради удовольствия или денег, дамы искренне уверены в своих благих намерениях и пользе данного занятия – они же помогают одиноким людям покинуть этот полный одиночества мир. Такая благотворительная эвтаназия получается. Главный герой оказывается в затруднительном положении – сдать тётушек полиции нельзя, рассказать своей невесте нельзя, допустить убийство очередного одинокого старичка нельзя. Комедия убийственно абсурдных положений выходит на первый план. При этом юмор чернее некуда, но он элегантен и безупречен, как английская королева: никакой крови, трупов, жестокости и насилия.

* * *

В 2014 году новозеландский режиссёр и актёр Джемейн Клемент собрал воедино все байки о вампирах, рассортировал их по полочкам и вложил в сферу реальности. Получился фильм «Реальные упыри» (What We Do in the Shadows), сделанный в жанре мокьюментари, то есть псевдодокументальная картина. Юмор в том, что абсолютно романтизированные образы вампиров наделили всем спектром бытовых проблем. Ребята снимают одну квартиру на всех, общаются с оборотнями, зомби и людьми, воюют кланами и отмечают ежегодный праздник нечистой силы. Большинство диалогов в «Реальных упырях» чистая импровизация актёров. Сцены мытья посуды, принятия «пищи» или уборки в комнате чередуются с интервью героев и сценами на улице. Юмора много, и он разный, встречаются грубости и шутки ниже пояса и довольно грубые выражения, поэтому возрастной ценз – от 16 и старше.  В фильме много отсылок к известным лентам, так Джемейн Клемент во время подготовки к своей роли черпал вдохновение в образе Гэри Олдмана из фильма «Дракула», а холм, на котором происходит столкновение воинствующих кланов, это тот же холм, по которому в фильме «Властелин колец: Братство кольца» спасались от назгулов Фродо и хоббиты.

* * *

«Монти Пайтон и священный Грааль» (Monty Python and the Holy Grail) – это самый абсурдный из всех подобных фильмов на свете. Если хотите – это эталон! В 1975 году на чёрно-белом экране рыцари святого воинства, ведомые режиссёрами Терри Гиилиамом и Терри Джонсоном, поскакали на деревянных лошадках за средневековой мечтой священным Граалем. Действие напоминает абсолютное безумие, король Артур комичен до невозможности, рыцари постоянно терпят напасти, один кролик-убийца чего стоит. Но стоит отметить, что сквозь юмор и нелепую игру просвечивают весьма серьёзные темы. От древних замков, стоящих на пути следования, веет историческими отсылками, окружающие обстоятельства показываются только с точки зрения короля, на пути встречаются представители различных общественных движений, во врагов летят святые ручные гранаты, а рыцари всё время «пикают» (ругаются). Знакомая легенда предстаёт в новом свете, а пафос и невероятная «серьёзность» проиходящего заставляет задуматься о путях достижения целей и той самой дороге в ад, которая вымощена благими намерениями.