Смотри с Маргаритой Баскаковой
Скорость, погони, красивые автомобили… Фильмы-эпохи, фильмы-слепки, фильмы-описания общественного устройства разных стран в разное время. Чем они притягивают нас до сих пор? Характерностью и неподражаемостью и притягивают. После просмотра такой картины остаётся полное ощущение погружения и причастности: мафиозные разборки в России 00-х, ожившие французские комиксы про супер-гонщика, мистическая американская Кристина и бескорыстный вор Юрий Деточкин.
Выбрав для просмотра вышедший на экраны в 2003 году фильм Петра Буслова «Бумер» (2003 г), вы решаетесь на стопроцентное погружение в лихие нулевые. Как ни крути, но эта история разворачивалась 15 лет назад. Фильм живописует злоключения четырех «пацанов», которые сильно влипли и, сбегая от криминальных разборок, украли чёрный семисотый BMW – машину приметную и зачётную. И весь этот квартет, воплощающий настоящую мужскую дружбу и жизнь по понятиям, мчится на железном коне подальше от Москвы в перспективе залечь на дно. Хрестоматийный сюжет ничем хорошим не закончится, но прежде чем начнутся основные «стрелялки», парни смогут увидеть российскую действительность без прикрас: придорожный кабак, нищая деревня, провинциальный город… В этом «новофольклорном» роуд-муви герои пройдут огонь, воду и медные трубы, и, конечно, станут легендой. Жаргон и навязчивый саундтрек прилагаются.
* * *
Французский боевик Луи-Паскаля Кувлера «Мишель Вайян: Жажда скорости» вышел на экраны в 2003 году. Фильм был снят по мотивам комиксов Жана и Филиппа Гратонов «Мишель Вайян». Это история о талантливом и бесстрашном автогонщике, за спиной у которого десятки мировых вершин, но в очередной гонке он должен проиграть. Его соперники взяли в заложники отца Вальяна, и, казалось бы, эта сделка должна сработать наверняка, но автогонщик не привык проигрывать… Актёрский состав фильма говорит сам за себя: Питер Янгбалд Хиллз, Сагамор Стевенен, Жан-Пьер Кассель, Диана Крюгер. Сценарий написал Люк Бессон в соавторстве с Жилем Малансоном, Жаном Гратоном и другими. Если честно, фильм далёк от правды жизни автогонщиков, да и все уловки режиссёра и сценариста выглядят штамповкой, и смотреть картину стоит только по одной причине: это самый типичный киновзгляд на мир скоростей, и, если честно, лучше потратить время на те самые набившие оскомину «Такси» или «Форсаж».
* * *
Любовь к автомобилю часто сравнивается с любовью к женщине, и эта женщина, которая скрывается в недрах железной махины, способна ответить взаимностью. «Кристина» Стивена Кинга была экранизирована Джоном Карпентером в 1983 году, и за эти годы не потеряла ни привлекательности, ни актуальности. Обычная история любви 17-летнего парня к своей тачке, только вся жуть в том, что машина оказывается одушевлённым механизмом, и не намерена терпеть соперниц на своём заднем сиденье. Роскошный красный «Плимут» 1958 года полон тайн и загадок, все хозяева этого авто погибли при странных обстоятельствах, правда новая жертва любвеобильной охотницы не намерена сдаваться без боя. Кстати, в тот период популярность Стивена Кинга была такой, что фильм вышел в прокат раньше, чем была опубликована его книга. Для образа неубиваемой Кристины было закуплено большое количество «Плимутов Фьюрри» и «Плимутов Бельведер». После съёмок уцелели не многие, так что фильм действительно ужасен, особенно для поклонников ретромобилей. В картине есть моменты, когда машина самовосстанавливается. Для создания такого эффекта внутри салона машины-дублёра были установлены гидравлические помпы, которые прикреплялись к кузову и при сжатии всасывали внутрь части корпуса. Этот процесс был снят на камеру, а затем прокручен в обратном порядке, создавая полное впечатление, что машина сама восстанавливает форму.
* * *
Кто не знает Юрия Деточкина? Справедливый, скромный и честный вор в исполнении Иннокентия Смоктуновского стал на долгие годы одним из любимых персонажей советского кинематографа. Чёрно-белый фильм «Берегись автомобиля» в 1966 году снял Эльдар Рязанов, и картину тут же разобрали на цитаты. Кстати, изначально на роль Деточкина пригласили Юрия Никулина, но он уехал с цирком на гастроли. В итоге роль «преступника» стала для Смоктуновского эпохальной. Его персонажу невозможно не симпатизировать, да и преступления его – это скорее действия по принципу: «Преступления перед законом не всегда преступления перед собственной совестью».