Интервью

Вся жизнь в поиске: основатель «Яндекса» Илья Сегалович

Большинство россиян для поиска в Интернете предпочитают пользоваться сайтом Яндекс (www.yandex.ru). Илья Сегалович – один из основателей Яндекса, cегодня занимает пост технического директора. К Яндексу он присоединился с легкой руки одноклассника Аркадия Волож. Первоначально компания «Аркадия» (названная по именам Аркадия Волож и Борковского) занималась программным обеспечением. Сегалович разработал программу автоматического морфологического анализа, используемую при поиске – тогда он делался на основе словаря Борковского. Новый индексатор позволил сделать программу более удобной для работы. Вскоре появились и первая версия программы, на которой работал Яндекс, и собственно само слово. Его тоже придумал Сегалович. Название Яндекс – это симбиоз кириллической буквы «Я» и слова index.

Илья Сегалович родом из Нижнего Новгорода. Его отец – известный геолог, которые открыл крупные залежи хромитов. В юношестве Илья проявлял математические способности и даже занял второе место на Всесоюзной олимпиаде по математике. После окончания института работал в Институте минерального сырья (ВИМС), где занимался написанием геофизических программ на языке программирования «фортран». Присутствует в социальных сетях, например – Мой круг, Живой журнал и Твиттер.

У Ильи и его жены Марии Елисеевой пятеро своих детей и десять приемных.

» Илья, вы работаете над поисковой системой Яндекс вместе со своим одноклассником по республиканской физико-математической школе Аркадием Воложем. Как вам удалось стать самой крупной компанией подобного рода в России?

Мы стали первыми в России и седьмыми в мире за счет многих факторов – в какой-то момент, наверное, правильно выбрали путь развития, добились того, чтобы наши технологические достижения помогали поддерживать к нашим сервисам интерес и любовь пользователей.

Главное для нас – удобство и простота. Мы отстраиваем сервисы и портал так, чтобы человек не плутал в бесконечных меню, чтобы все важное было на экране там, где нужно.

Если предлагать пользователю все мыслимые варианты поиска, его это угробит. Мы пытаемся по запросам угадать, что ему подойдет – может быть, он опечатался, может быть, нужно подсказать поиск по сайтам его города или на иностранном языке. Мы стараемся понимать, как построить поиск, чтобы он стал лучше.

Другая сторона вопроса – высокоточное измерение качества поиска. У нас есть большой штат людей, которые просто оценивают качество глазами: берут случайный запрос и смотрят, насколько качественный ответ по нему получают. По этой огромной базе оценок мы настраиваем поиск – меняем алгоритм и смотрим, на сколько баллов изменилась оценка в лучшую или худшую сторону. Сегодня мы принимаем во внимание сотни факторов, пытаясь «угадать», какой сайт должен быть на первом месте. Такой процесс угадывания основан на очень сложных математических моделях. Это по-настоящему передовые технологии – то, что по-английски называется cutting edge.

» Что надо делать Яндексу, чтобы поддерживать лидерство на российском рынке и не дать Google вас догнать и обогнать?

У нас есть короткий ответ на этот вопрос: Яндекс должен «отвечать на вопросы».

Более длинно это значит, что все информационные потребности наших пользователей могут и должны быть исчерпывающе удовлетворены Яндексом, так чтобы не возникало необходимости воспользоваться другими сервисами.

Эта задача подразумевает как вопросы, заданные явно в поисковой строке (причем Яндекс должен использовать не только Веб для ответов, но и все массивы информации, до которых может «дотянуться», – Маркет (market.yandex.ru), Авто (auto.yandex.ru), Блоги (blogs.yandex.ru), Словари (slovari.yandex.ru) и т. д., так и вопросы, которые мы называем «неявными». Неявные вопросы – это так называемые ежедневные информационные потребности – например, Новости (news.yandex.ru), Погода (weather.yandex.ru), а также потребности, связанные с местом пользователя на Карте (maps.yandex.ru): Адреса организаций, Пробки, Маршруты.

Все эту информационную вселенную нам надо собрать, обработать лучше конкурентов и представить на экране в более удобном и понятном виде и в более подходящий момент. На нашем рынке, на котором мы работаем много лет, и для пользователя, которого мы хорошо знаем, нам все это пока удается делать лучше.

Но жизнь не стоит на месте, без инноваций, новых сервисов и новых способов обработки данных обойтись нельзя, поэтому гарантии безмятежности и возможности почивать на лаврах мы для себя не видим.

» В чем преимущества Яндекса перед другими поисковиками? Какие сервисы кроме поиска предлагает Яндекс, чего не предлагают другие поисковики (я знаю, например, сервис Пробки)?

У нас немало оригинальных сервисов или таких, какие мы сделали в России раньше конкурентов. Например, мы раньше сделали поиск по изображениям (images.yandex.ru), по блогам (blogs.yandex.ru), из недавнего – навигационные подсказки при наборе запроса, поиск с учетом региона пользователя. Интерфейс поиска по изображениям сейчас скопировали некоторые именитые конкуренты. Наши Новости постарше, чем их аналоги, да и сам веб-поиск мы запустили раньше.

Да, мы, пожалуй, уникальным образом строим наш сервис Пробки, обрабатывая информацию от разных типов источников, в том числе от самих пользователей, но нельзя сказать, что сервисов про трафик больше нет – конечно, есть, и у Google в том числе.

Важно не наличие сервиса самого по себе, а его успех и востребованность у данной аудитории.

» В какую сторону будет развиваться Яндекс, какие у вас сегодня приоритеты? Собираетесь ли вы создать свой браузер (как это сделал Google, создав Google Chrome)?

Наш приоритет на 2010 год можно обозначить словом «глокализация» (это смешное слово склеено из двух – «глобализация» и «локализация»).

Локализация означает, что мы хотим более точно и качественно локализовать свои сервисы, вплоть до малых российских городов (так, сейчас уже работает новая версия нашего поиска для 1250 городов, и мы хотим, чтобы для них были и Карты, и Новости, и др.).

А глобализация значит, что мы постепенно выходим на зарубежные рынки и делаем сервисы для других стран, прежде всего для тех, где большая русскоязычная аудитория, – стран ближнего зарубежья, СНГ.

Кроме «глокализации» наш приоритет на 2010 год – стать более свежими и быстрыми во всем, в первую очередь в веб-поиске: перейти к real-time веб-поиску, ускорить сбор информации в других сервисах.

» Признаюсь, если мне нужно найти информацию на русском языке или о русском рынке, я пользуюсь Яндексом, а вот с поиском по зарубежным сайтам мне помогает Google. Что вы делаете для облегчения поиска на английском на вашем сайте?

Мы работаем для того, чтобы у посетителей было меньше необходимости использовать другие поисковики. У нас есть все технологические возможности удовлетворить эти потребности. Если у Google есть «дочка» Google.ru для поиска на русском, то мы делаем Yandex.com для качественного поиска на английском языке.

» В России вы номер один – а какой поисковик самый популярный на Украине, в Белоруссии, Казахстане?

В Белоруссии и Казахстане у нас паритет с Google. На Украине они нас обогнали примерно три года назад. Но мы, кажется, сейчас потихоньку отвоевываем позиции.

» Сегодня с помощью функции street view на сайте Google street можно увидеть свой собственный дом, виртуально прогуляться по Лондону. У вас есть что-то похожее?

У нас есть идеологически очень похожий, но отличный по дизайну сервис, который называется Панорамы. Мы запустили его летом 2009 года (пока только в Москве) и получили массу положительных откликов. Что касается Лондона, то он и другие европейские города не являются нашим непосредственным приоритетом прямо сейчас – мы хотим удовлетворить потребности пользователей на тех рынках, где Яндекс уже успешно работает, – в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Балтии.

» По статистике, 9 из 10 электронных писем — это реклама, спам. Как вы боретесь с нежелательным контентом?

Спам – это обыденное, рядовое зло в работе как почтовых, так и поисковых систем. Как нам кажется, мы очень неплохо с ним справляемся – в Почте, например, наша Спамооборона отфильтровывает до 98% спама. В то же время в борьбе со спамом очень важно не переборщить, иначе получится, что с водой выплеснут ребенка. Поэтому метрики качества в нашем антиспаме гораздо больше внимания уделяют так называемым ложным положительным срабатываниям – когда желательный контент система ошибочно называет спамом.

» Google считается одним из лучших работодателей в мире – сотрудников бесплатно кормят, предлагают бесплатный спортзал и услуги массажиста. А чем удерживаете персонал вы?

Сегодня день вопросов про Google . Я не могу сравнивать нас с кем-то, это не вполне корректно, как мне кажется. Если вам интересно, как мы живем, – расскажу. У нас классно , и к нам огромный конкурс, а репортажи из офиса Яндекса появляются довольно регулярно на модных гиковских русских сайтах, типа Хабрахабр.

В нашем кафе совершенно замечательно кормят, у нас очень пристойный соцпакет, просторный и уютный офис, в котором есть и open space, и кабинеты. Основное, чему мы уделяем внимание в офисе: (1) тишина, (2) воздух, (3) свет и (4) стулья. У нас есть специальные дорогущие шумопоглощающие потолки, благодаря которым тихо даже в open space; вентиляция сделана при помощи так называемых водных стен и потолков, что дает естественную циркуляцию воздуха; у нас тщательно продуманный свет и т. д. А главное – у нас сфокусированная рабочая атмосфера, то есть ничто не мешает думать и придумывать, и совсем не скучно.

» За счет чего зарабатывает деньги Яндекс? Какая прибыль у Яндекса в год?

Главный источник доходов компании – контекстная реклама, то есть реклама на страницах Яндекса или партнерского сайта, привязанная к поисковому запросу (заданному в эту минуту или недавно), тексту и теме страницы. Благодаря очень высокой точности такой рекламы, ее ненавязчивому представлению на сайтах, а также благодаря тому, что цену на нее устанавливают сами рекламодатели по аукционной схеме, она быстро растет вот уже много лет. Например, наши доходы в рублях в 2009 году, несмотря на кризис, выросли на 14% и составили 8,7 млрд. рублей.

» Что ждет Всемирную паутину в ближайшее десятилетие? Можете ли вы предсказать какие-то качественно новые изобретения, нововведения?

Развитие направлено в сторону мобильности, большей интегрированности приложений и веба. Мы скоро будем иметь Интернет везде, в любой точке в любой момент времени.

Это даст как новые способы использования фундаментальных сервисов типа веб-поиска (например, важным станет искать с учетом текущего времени и местоположения пользователя), так и новые сервисы, сильнее привязанные к мобильному пользователю.

Я надеюсь, и этот процесс уже идет, что социальные сети станут более открытыми, начнут сильнее взаимодействовать с окружающим Интернетом.

В медиа, на мой взгляд, все большее значение будет принимать «вычислительная журналистика» – это разнообразные способы агрегировать и рейтинговать контент, порождаемый пользователями, – на Яндексе это, например, Новости, или Поиск по блогам, или рейтинги Видео. Причем сама журналистика будет становиться все более и более интерактивной, смещаться в сторону блогов и микроблогов.

» Как вы считаете, возможно ли, что традиционные средства массовой информации — печатные издания, ТВ и радиовещание – прекратят существование в нынешнем виде и полностью сольются с Интернетом?

Традиционные медиа никуда не денутся, но им, видимо, придется серьезно трансформироваться как в сторону большего взаимодействия с пользователем, большей интерактивности, так и в сторону конкуренции с UGC (user generated content).

» Вы занимаетесь благотворительностью – например, помогаете своей жене Марии в работе с ее благотворительной организацией, которая занимается детдомовскими детьми. Вы помогаете совместно с Яндексом или как частное лицо?

Этой деятельностью я занимаюсь как частное лицо. Кстати, и Аркадий Волож всегда поддерживает Марию. Яндекс тоже принимает участие во многих благотворительных проектах: мы организуем визиты в детские дома, собираем пожертвования, оказываем информационную поддержку благотворительным организациям.

НАША ИНФОРМАЦИЯ

Илья Сегалович поддерживает благотворительные программы. Например, деятельность реабилитационного художественного центра «Дети Марии», основателем которого стала супруга Ильи Мария. Центр работает с детьми-сиротами и детьми с особыми нуждами, помогая им развивать творческие способности – в студии проходят занятия живописью, рисунком, керамикой, шитьем, иностранными языками, музыкой, кулинарией, психологией. Это обучение помогает детям получить бытовые навыки и определиться с выбором будущей профессии, воспитывает в них доброту и чувство сопричастности к обществу, что часто оставалось за рамками воспитательных программ госучреждений.

Взрослые волонтеры сами превращаются в детей – они одеваются к костюмы клоунов и приходят подурачиться вместе с детьми в домах ребенка, больницах, разрисовывают унылые стены детских учреждений сказочными картинами, полными добра и фантазии.

Важная часть работы фонда – летние адаптационные лагеря, где детям удается пожить со взрослыми в так называемой семейной группе и почувствовать себя частью творческого и семейного союза. Одни из главных помощников в работе фонда – дети, которым не довелось вырасти в семье и получить хорошее образование, но которые готовы активно наверстывать упущенное. Сейчас они с большим энтузиазмом учат английский язык и репетируют любительский музыкальный спектакль по сонетам Шекспира, музыку к которому написал один из волонтеров фонда. Постановку планируют показать в конце апреля на фестивале Шекспира в его родном Стратфорде-на-Эйвоне.

Журнал «Новый стиль» рад присоединиться к проектам благотворительного фонда «Дети Марии». В апреле пройдет благотворительный ужин, цель которого – сбор средств для деятельности фонда.

Leave a Reply