Эдуард Малаян: “Задача дипломата в умении достойно представлять свою страну”
Российский дипломат почти с 50-летним стажем, с 1970 года находится на дипломатической службе.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской федерации.
Работал в различных должностях центрального аппарата МИД СССР и РФ и в дипломатических представительствах за рубежом.
1997 – 2000 – заместитель директора Департамента Северной Америки.
2000 – 2005 – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Ямайке, в Содружестве Доминики, в Антигуа и Барбуде.
2005 – 2009 – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Люксембурге.
2012 – 2018 – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Мексике и Белизе.

– Эдуард Рубенович, как вы считаете, в чём состоит главная задача дипломата?
– Дипломат – это представитель страны за рубежом. Он представляет и экономику, и политику, и культуру своей страны. Его работа заключается не только в общении с официальными лицами, но и с большим кругом представителей различных сегментов той страны, где он находится. Здесь важен живой контакт, в ходе которого можно почувствовать партнёра, проследить его реакцию, установить доверие и личные отношения. Это очень важно в нашей работе, потому что многие вещи иногда напрямую не говорятся или не подлежат широкому распространению. В зависимости от степени доверия и от характера взаимоотношений, можно обмениваться мыслями, которые, возможно, не всегда отвечают официально заявленной публичной позиции, но играют огромную роль в международных отношениях.
– Что делать, если личное мнение не совпадает с официальной позицией государства?
– Если идёт принципиальная глубокая нестыковка, честный дипломат, честный государственный чиновник должен подать в отставку.
– Главное оружие дипломата?
– У дипломата есть два оружия – язык и ручка. Язык нужен, чтобы вовлечь собеседника в сферу, которая тебя волнует и важна. А ручка – чтобы донести свою точку зрения до правительства, до своего руководства и информировать о важных политических, экономических и других моментах, происходящих в стране, где работаешь, имеющих влияние на твою страну. От того, как ты сможешь выразить главное, зависит очень многое.

– Какими качествами должен обладать хороший дипломат?
– Дипломат не может быть интровертом. В этой профессии главное – общение и знание психологии. Нужно быть личностью, обладать широким багажом знаний, знать не только свою культуру, но и культуру страны пребывания. Уметь в любой ситуации не потерять лицо, а это целое искусство. Нельзя врать и вводить собеседника, контактом с которым дорожишь, в заблуждение. Всегда лучше промолчать, что-то не сказать, уйти от ответа или свернуть беседу. Но самое главное – надо быть искренним и всегда оставаться самим собой.
«Искусство дипломата заключается в умении выразить самую размытую позицию»
– Про дипломатию говорят, что это длиннейший путь от одной точки до другой.
– Это не всегда так. Какие-то вопросы действительно занимают много времени, но в результате ты выходишь к той истине, без которой не обойтись. Дипломат если говорит «да», это означает «может быть». «Может быть» означает «нет». А если дипломат говорит «нет», то значит он не дипломат.

– Дипломатичность как черта характера всегда ли помогает в жизни?
– Дипломатичный человек склонен к компромиссам. Но есть граница, когда надо остановиться и выразить свою чёткую позицию. Искать компромисс – это хорошо, но всё время соглашаться невозможно. Если быть всегда соглашателем, то тебя перестанут уважать.
– МГИМО – один из немногих в мире вузов, где готовят профессиональных дипломатов. В большинстве стран студенты могут выбрать такую специализацию в обычном университете. Какой путь вы считаете наиболее оптимальным?
– Институт международных отношений в Москве практически уникален. В большинстве стран нет отдельных университетов, где готовят дипломатических работников. Чаще в университете преподают отдельные дипломатические курсы, на которых проводят подготовку студентов по специальным предметам. Такой курс точно есть в Джорджтаунском университете (Georgetown University) в Вашингтоне и в Бостоне в университете Тафтса (Tufts University). Чтобы стать хорошим дипломатом, необходимы разностороннее образование и богатый жизненный опыт.

– Если ли у дипломатии какие-то национальные особенности, связанные с культурой и характером представителей той или иной страны? Японцы, например, никогда не говорят «нет», при том что у них очень твёрдая позиция.
– Представительства внешнеполитической службы в разных странах организованы более или менее одинаково. Где-то больше бюрократии, где-то меньше, но это никак не отражается на внешнеполитических приоритетах страны. Скорее можно говорить об особых чертах ментальности и национального характера, которые проявляются в повседневной жизни. Мексиканцы, да и все латиноамериканцы, более эмоциональные. У них ярко выражено стремление не торопить вещи. Маньяна. Когда они говорят, что завтра, то это отнюдь не завтра. Если это случится завтра, будет большая неожиданность.
– Какие 3 главных правила поведения в чужой стране?
– Прежде всего, надо соблюдать местные законы, знать местные обычаи и не лезть со своим уставом в чужой монастырь! Важно понимать, что к тебе будут относиться так же, как ты относишься к окружающим.
Дипломат – это тот человек, который ответит тебе так, что ты забудешь, о чём его спрашивал
– До лета 2018 года вы были Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Мексике. Чем особенно запомнилась вам эта страна?
– Могу признаться, что моя командировка в Мексику была лично для меня очень интересной. Я очень много узнал, открыл для себя новую культуру, новый народ. Мексиканцы – представители страны древней культуры и нескольких цивилизаций. Ацтеки, тольтеки, майя, а еще раньше цивилизация ольмеков – все были разные. Это были цивилизации со своими памятниками, традициями, со своими языками. Загадка истории, куда они все исчезли со временем, даёт повод для разных гипотез.

В Мексике я научился разбираться в сортах текилы и практически с нуля освоил испанский язык, которого до этого не знал, приобрёл добрых друзей, встретил уникальных людей. Там я познакомился с внуком Троцкого, которому сейчас 93 года, он был свидетелем всех драматических событий; подружился с личным секретарём князя Юсупова, мексиканцем, который жив и здоров, у него уникальнейшая коллекция из архива Юсупова.
– Многих актёров преследует один и тот же ночной кошмар, когда им снится, что на сцене они забыли слова роли. Существует ли особый «страшный сон дипломата»?
– По большому счёту, «страшный сон дипломата» – это стать виновником или причиной какого-то казуса, который может повредить престижу и интересам твоей страны. Или что-то важное забыть, не так написать или не написать. Часто возникает ощущение, что жизнь дипломата – это приёмы, шампанское, вернисажи, фрак, бабочка и так далее. Приезжают молодые сотрудники со своими женами в первый раз и представляют, что жизнь будет именно такой. А на самом деле много простой рутинной работы: встретить кого-то, поехать переводчиком жены завхоза к зубному врачу или с бухгалтером в банк.
– Наличие мощного военного оснащения страны придаёт ли особый вес дипломатическим переговорам?
– Однозначно. Когда ведёшь переговоры и представляешь мощную, особенно в военном отношении, державу, твои собеседники прекрасно понимают, что за этим может стоять. Это действует отрезвляюще.

– По-прежнему ли эффективна современная дипломатия? Не пора ли в ней что-то менять?
– Современная дипломатия по-прежнему востребована, несмотря на то, что о событиях мы узнаём документально, через Интернет, а многие вопросы решаются на самом высшем уровне, в ходе разговора президентов. Мы, дипломатические работники, как рабочие, которые призваны реализовывать в жизни эти решения, подсказывать, находить какие-то тропинки, пути, а главное – строить мосты. Я считаю, что это и есть главное призвание дипломата, быть строителем: строить доверие, строить мосты между государствами, искать пути взаимодействия. Чтобы всё разрушить, не надо быть семи пядей во лбу.
Фотографии из личного архива Э.Р. Малаяна