Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Великие люди

Вересковые пустоши Шарлотты Бронте

ДАТА 21 июня 1816 года в Торнтоне (графство Йоркшир, Великобритания) родилась Шарлотта Бронте – выдающаяся писательница и романистка, поэт, автор известных романов «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок», «Учитель». Шарлотта и две ее младшие сестры – Эмили и Энн, также писательницы, занимают особое место в истории английской литературы.

“Помню маленькое, дрожащее создание, маленькую руку, большие честные глаза. Именно непреклонная честность показалась мне характерной для этой женщины… Я представил себе суровую маленькую Жанну д’Арк, идущую на нас, чтобы упрекнуть за нашу легкую жизнь и легкую мораль. Она произвела на меня впечатление человека очень чистого, благородного, возвышенного”

Уильям Теккерей о Шарлотте Бронте

Роман Шарлотты Бронте «Джен Эйр» я прочитала в 14 лет. Проглотила залпом, не отрываясь. Почему-то больше всего запали в душу бескрайние вересковые пустоши, уходящие к горизонту пологие холмы, низкое небо, занавешенное облаками. Была в этих мрачных пейзажах завораживающая тайна, пугающая и притягивающая: резкие порывы ветра воспламеняли воображение, и вот я в гостиной старого английского дома протягиваю озябшие руки к камину, от которого идет восхитительное тепло…

В этом доме в Хоуорте, на краю вересковых пустошей, рядом с кладбищем, семья Бронте провела долгие годы – большую часть жизни. Место безлюдное, изолированное, и обитателям пасторского дома приходилось рассчитывать лишь на свое собственное общество. Правда, было оно не таким уж малочисленным: у сельского священника ирландца Патрика Бронте (подправившего свою фамилию на французский манер Brontё) и его супруги Мэри родились 5 дочерей и сын. Мэри умерла, когда старшей дочери исполнилось 8 лет, а младшей – 5. Смерть матери стала первым ударом рока, преследовавшего семью Бронте с леденящей душу последовательностью.

Старших девочек – Мэри, Элизабет, Шарлотту и Эмили – отец отправил в частный пансион Коуэн Бридж. Сказать, что условия здесь были спартанскими, значит ничего не сказать. Недоедание, холод, грязь, изощренная жестокость воспитателей по отношению к воспитанницам прикрывались лицемерными заботами об их благонравии. Вскоре Мария и Элизабет умерли от скоротечной чахотки, и отец поспешил забрать из злочастной школы Шарлотту и Эмили.

После ужасов Коуэн Бриджа жизнь в пасторском доме показалась им раем. Три сестры и брат Брануэлл были предоставлены самим себе: отец, вечно занятый делами прихода, детьми особенно не интересовался, поручив их попечению тетки и старой служанки. Казалось бы, для замкнутых в своем кругу, лишенных общества сверстников и внешних впечатлений детей дни должны были тянуться бесконечной унылой чередой. Но ведь были их любимые холмы, поросшие вереском, прогулки и игры вместе, прекрасная библиотека, собранная отцом, и, главное, бурное воображение и мечты, без труда переносившие в придуманные страны и сочиненные острова.

Казалось, чем скуднее был окружающий их мир, тем богаче и жарче разгоралась фантазия. Сначала сестры увлеклись сочинением пьес, которые разыгрывались с участием их любимых деревянных солдатиков, затем появилась драма «Островитяне», возникли Стеклянный город и фантастическая страна Ангрия, за ней королевство Гондал и остров Гаальдин. Десять лет продолжалась эта игра, появлялись все новые персонажи, громоздились приключения, в маленькие самодельные блокнотики бисерным почерком вписывались хроники. «Мало кто поверит, – записала в дневнике Шарлотта , – что воображаемая радость может доставлять столько счастья». Жаль, из этой ранней прозы сестер сохранились лишь списки персонажей да две тетради Эмили – «Гондальские стихотворения».

Писательский дар, так рано пробудившийся у сестер Бронте, не скоро пробил себе дорогу к читателям. На дворе стояла викторианская эпоха, и жертвенность во имя семьи для дочерей пастора была тем, что не обсуждалось. Чтобы зарабатывать на хлеб, пришлось работать гувернантками. Шарлотта, вдохновленная работой в пансионе Вулер (после окончания учебы она получила там место учительницы французского языка и рисования), задумывает вместе с сестрами открыть собственную школу.

Увы, планам этим не суждено было сбыться, как и мечтам брата Брануэлла добиться успехов на поприще художника. Выставка его работ в Лондоне, на которую возлагалось столько надежд, завершилась фиаско. Разбитые надежды, несчастная любовь накрепко привязали его к бутылке и опиуму: под их воздействием Брануэлл становился невменяемым, и долгие годы его дикие выходки держали в страхе всех членов семьи. Наконец, весной 1846 года по инициативе Шарлотты и на ее средства был издан небольшой томик, куда вошли стихи всех трех сестер, выступивших под псевдонимом братьев Белль: Коррер (Шарлотта), Эллис (Эмили) и Актон (Анна). Лестные замечания критиков воодушевили сестер: лед тронулся. Теперь они решили представить на суд издателей свою прозу – и снова под мужским псевдонимом: в викторианскую эпоху женщин-писателей не больно жаловали. Романы «Грозовой перевал» Эмили и «Агнесс Грей» Анны заинтересовали издателей, а вот «Учитель» Шарлотты был отвергнут. Но она уже вовсю работала над новым романом «Джен Эйр». Когда он в 1847 году вышел в свет, успех был ошеломляющим.

Поразительно, каким запасом внутренней силы, стойкости, литературного таланта были наделены сестры Бронте – такие хрупкие, миниатюрные, болезненные. Вся их небогатая событиями жизнь, люди, с которыми их свела судьба, стали канвой и материалом, из которого они лепили свои произведения. Гувернантка Джен Эйр – это и есть сама Шарлотта, ее душа, мировоззрение: эта смелая, чистая девушка, одиноко сражающаяся с ударами судьбы, всеми силами пытающаяся сохранить человеческое достоинство – один из любимых образов мировой литературы. После триумфа «Джен Эйр» сестры решились открыть свои имена – и отправились в Лондон к издателю Джорджу Смиту. Поездка в столицу, возбужденный прием литературным сообществом новых писательниц, яркие впечатления, встреча с Теккереем, которого Шарлотта боготворила…Казалось, рок наконец оставил их в покое.

Эйфория оборвалась по возвращении в Хоуорт. В сентябре 1848 года от белой горячки скончался Брануэлл, в декабре умерла от чахотки Эмили, а спустя несколько месяцев – Анна. Шарлотта осталась в «долине теней» вдвоем со слепым отцом. Оставалось одно испытанное средство – бегство «на острова фантазии», в творчество. Или в любовь. Шарлотта вспоминала свои неудавшиеся романы: молодой священник Уильям Уэйтмен был обаятелен и умен, но, увы, оказался помолвленным с другой. Романтическое возвышенное чувство к мсье Эгеру, в пансионе которого в Бельгии она совершенствовала французский, осталось неразделенным. Многие годы Бронте писала отчаянные, полные поэтической тоски письма учителю, который предпочитал отмалчиваться (у Эгера имелись жена и 5 детей). Два романа Шарлотты – «Учитель» и «Виллет» посвящены этой несбывшейся любви.

И все-таки Шарлотта вышла замуж. Брак этот, продлившийся меньше года, стал еще одной загадкой в судьбе семьи Бронте.

Шарлотте было уже 38 лет, она могла смело претендовать на титул заслуженной старой девы, когда вдруг решилась на брак с человеком ничем не примечательным, эгоистичным. Преемник отца, приходской священник Артур Николлс Бейлль никак не вписывается в возвышенные критерии, которыми Шарлотта наделяла своих героев. Что это было: отчаяние одиночества, страх подступающей старости, потребность стать женщиной, попытка перейти из мира фантазий в мир реальный?

Супруг к ее писательскому дару оставался равнодушным, считая гораздо более важным, чтобы жена концентрировала свои усилия на хозяйстве, приходских делах и его собственной персоне. К тому же Шарлотта готовилась стать матерью. Но в который раз в истории семьи Бронте рок взял свое: на восьмом месяце беременности, на самом пороге материнства властною рукой привел Шарлотту к могильной плите, на которой уже значились 5 имен. Полагают, что мучительно протекавшая беременность и сильная простуда спровоцировали обострение туберкулеза – семейной болезни Бронте. На шесть лет пережила Шарлотта свою сестру Анну, а еще шесть лет спустя к усопшим присоединился последний член семьи – отец Патрик. Шесть детей – и ни одного потомка. Род Бронте угас.

Вскоре после смерти Шарлотты в Хоуорт пришло письмо. Ее подруга, романистка Элизабет Гаскелл задумала написать биографию писательницы и просила у мужа покойной разрешения осмотреть ее архив.

В ответ супруг раздраженно разъяснил, «что никакого архива нет, так как миссис Николлс была прежде всего дочерью пастора и женой пастора, а не литературной знаменитостью!»

Чтобы понять, как заблуждался почтенный пастор, ждать долго не пришлось. Вслед за вышедшей в 1860 году книгой Элизабет Гаскелл «Шарлотта Бронте» последовал обильный урожай трудов, посвященных сестрам Бронте, уступающий по количеству разве что написанному о Шекспире и Диккенсе. Несколько наивные биографические жизнеописания, (по поводу которых писатель Честертон еще в 1903 году съязвил, что «яркий факел биографов вряд ли оставил в покое хоть один темный угол старого йоркширского дома») сменили исследования критиков: каждый из них примерял к творческому наследию сестер Бронте свой излюбленный метод – фрейдистский, феминистский, постмодернистский, психосоциальный. К середине прошлого века даже возник термин «индустрия бронтоведения».

Посмертная слава сестер Бронте давно перешагнула рамки литературы и критики: романы-подражания, повести и пьесы, в которых члены семьи Бронте выступают главными героями, отступают в тень перед многочисленными кино-, теле- и театральными версиями романов Шарлотты, Эмили и Анны. Возглавляет парад, конечно же, «Джен Эйр», первые экранизации которой относятся еще к эпохе немого кино. С приходом звука роман оживает в кинолентах многих известных режиссеров, среди которых особенно выделяется великолепный фильм Франко Дзеффирелли (1994). Фильм Луиса Бунюэля «Бездны страсти» снят по мотивам «Грозового перевала» Эмили Бронте, а уж телеверсий и телесериалов по книгам сестер просто не счесть.

Не зарастает народная тропа и к дому Бронте, превращенному в музей стараниями Общества сестер Бронте. Рукописи, рисунки, письма, серо-зеленое платье Шарлотты, личные вещи членов семьи, мебель, даже нацарапанные карандашом на стене детские рисунки – все в этом доме настоящее, без претензий и помпы.

А вот Хоуорт, конечно, изменился. Вместо бескрайних вересковых пустошей за окнами пасторского дома – парковочные площадки, непрерывно снующие машины, автобусы с туристами. И то сказать – в маленький городок в год прибывает больше миллиона посетителей. Для каждого найдется сувенир на память – стоит только заглянуть в одну из запрудивших улицы бесчисленных лавочек: ликер Бронте, мыло Бронте, полотенца с картинкой пасторского дома. И апогей «бронтомании» – кафе «Бронтезавтрак». Интересно, как бы восприняли нынешний Хоуорт три сестры из далекой викторианской эпохи?

Bronte Parsonage Museum
Church Street, Haworth, Keighley
West Yorkshire, BD22 8DR
Tel: 01535 642323

Leave a Reply