Великобритания и Brexit: аналитика экономиста
Лоренцо Кодоньо, приглашенный профессор в Лондонской школе экономики и бывший главный экономист итальянского казначейства, анализирует ситуацию, которая складывается в Великобритании после Brexit.
Профессор Кодоньо отмечает, что на данный момент британская политика стала более запутанной, а британская экономика, возможно, меньше заглядывает в будущее, чем это было до референдума 2016 года, когда 51,89% граждан Великобритании проголосовали за выход страны из Евросоюза. Европейская комиссия спустя два года по-прежнему не может решить бесчисленные трудности и вопросы, а взаимное доверие между Лондоном и Брюсселем, можно сказать, давно рухнуло. Экономист считает, что Brexit явно был потерей для всех сторон, но гораздо большей для британской, чем для любой континентальной европейской экономики.
До настоящего времени негативное воздействие на торговлю в Соединенном Королевстве было весьма значительным. Центр европейских реформ не так давно подсчитал, что отрицательное влияние на торговлю в результате Brexit составило 11,2%. Доля Великобритании в мировой торговле снизилась еще на 15% по сравнению с предварительными прогнозами.
«При детальном изучении торговых потоков были выявлены заметные негативные последствия для некоторых стран, секторов и фирм. Это особенно характерно для мелких производителей, которые ранее имели неограниченный доступ к единому рынку в Соединенном Королевстве. Теперь дополнительная бумажная работа отпугивает компании, которым не хватает критической массы, чтобы покрыть дополнительные фиксированные издержки, связанные с обработкой торговых процедур вне ЕС», — говорит Лоренцо Кодоньо. Он также отмечает, что ситуация со временем может ухудшиться, но не для всех. Но уже понятно, что британские потребители за это платят высокую цену.
Также болезненно на Великобритании отражается сокращающийся поток рабочих и специалистов из ЕС. Этот процесс ускорился в прошлом году, вызвав серьезные диспропорции в сфере гостеприимства, сельского хозяйства, транспорта и здравоохранения, а также на некоторых высококвалифицированных рабочих местах.
Со времени окончания переходного периода некоторые виды финансовой деятельности, ранее осуществлявшиеся в Лондоне, переместились в ЕС или другие глобальные финансовые центры, такие как Нью-Йорк. В январе Амстердам заменил Лондон в качестве основного места для европейской торговли акциями, в то время как торговые платформы Лондона потеряли три четверти своих объемов в Амстердаме и Нью-Йорке.
Все планы дать толчок британской экономике в процессе снижения налогов столкнулись с новыми потребностями в государственных расходах на здравоохранение, в инвестициях в инфраструктуру и на борьбу с климатическим кризисом.
«Экономические последствия пандемии неизбежно сливаются с последствиями Brexit, и поэтому только после того, как эта пыль осядет, ущерб может быть должным образом оценен. Из многих проблем, с которыми в настоящее время сталкивается ЕС, Brexit, к счастью, отошел на второй план», — заявляет профессор Кодоньо.
По материалам: Theguardian, Instituteforgovernment.org