Великая Китайская стена. Мифы и реальность
Наверное, ни одно творение рук человеческих так не поражает воображение, как Великая Китайская стена – самое грандиозное и самое длинное архитектурно-фортификационное сооружение на планете. Стена не просто впечатляет – она ошеломляет. В первую очередь вложенным в нее титаническим трудом и своими запредельными размерами. Воистину только китайцы, организованные и трудолюбивые, как муравьи, могли выдюжить такое. В Китае говорят, что добрая половина их истории приходится на Великую Китайскую стену – ее строили разные поколения и династии на протяжении двух с лишним тысяч лет, с ней так или иначе связаны все войны страны.
Самое грандиозное сооружение землян окинуть взглядом с Земли или даже с самолета невозможно. Стена вьется вдоль северных границ Древнего Китая, начинаясь на востоке страны, у побережья Желтого моря, и уходя через пустыню Гоби на запад, петляет, теряется и возникает вновь, перекидывается через реки, огибает города…
Долгое время никто не мог сказать точно, какова ее длина (называли цифру 4,5 тыс. км… 6… 8, а по последним данным – аж 21 тысяча). Никто не знал толком, где есть стена, а где ее нет, сколько на ней башен, где она сооружена из камня, где – из кирпича, а где – из земли или глины. На многих ее участках с момента их создания никогда не ступала нога человека. Местами стена недосягаема, местами полностью разрушена. И отнюдь не непрерывна. Она состоит из отдельных фрагментов, которые то непонятным образом ветвятся, а то вдруг идут параллельно друг другу.
О Китайской стене пишут как об одном из самых стойких сооружений, дошедших до наших дней из глубины тысячелетий. Что не совсем так. Или совсем не так. Ведь изначально она возводилась только из тщательно утрамбованной земли. Ну не может земляная насыпь, как бы ее ни трамбовали, сохраняться тысячелетиями! Помимо неизбежных осадочных наслоений ее непременно должна была разрушить эрозия. Что и случилось. От той, первой стены сегодня осталось 8% – лишь холмики да неотделимые от ландшафта земляные валы. Даже более поздние – каменные и кирпичные – участки стены, возведенные уже в Средневековье,
сегодня, изъеденные дождями и ветрами, стоят полуразрушенные.
В качестве связующего раствора китайцы использовали рисовую муку, замешенную на извести. Отсюда ходячая шутка, что Великая Китайская стена построена на рисовой каше. Раствор получался вязким и прочным настолько, что в местах, где он сохранился, по сей день не прорастают сорняки.
Если верить самой зловещей из множества сопутствующих стене легенд, то раствор замешивали не на «рисовой каше», а на порошке из человеческих костей. Данная легенда скорее всего родилась из другой, утверждающей, что стена построена на человеческих костях, что в нее замурован как минимум миллион трупов строителей, погибавших во время нечеловеческих трудностей при ее возведении. В Китае все знали, что если мужчин насильственно угоняли на строительство стены, то назад они уже не вернутся. Их якобы хоронили прямо в стене, стоя, используя кости в качестве арматуры. Проведенные исследования эту версию не подтвердили.
Что стена забрала больше миллиона человеческих жизней, не оспаривается, но хоронили людей не в стене, а вдоль нее. Разница невелика. Захоронения тянутся на тысячи километров. Вот почему самую большую гордость нынешнего Китая его жители всегда называли «Самым длинным кладбищем в мире», «Стеной слез». Возможно, по той же причине китайцы никогда прежде своим творением не гордились. Более того – они его ненавидели как символ деспотизма, насилия и страданий. Не случайно в произведениях старого китайского искусства не найти ее изображения. Последние несколько столетий за стеной не следили, не реставрировали, позволяя ей благополучно ветшать и разрушаться.
Ситуацию изменил мировой туризм. О гигантской «каменной змее» заговорили как о главной достопримечательности Китая лишь где-то со второй половины прошлого века, занеся ее в список величайших достижений человечества, после чего и сами китайцы к ней начали относиться с уважением. Отныне ее обязан увидеть собственными глазами не только каждый турист, посетивший Поднебесную, но и каждый житель страны. На специальной табличке запечатлены слова Мао Цзэдуна: «Ты не настоящий китаец, если не поднялся на Китайскую стену».
Но одна из основных загадок истории остается неразгаданной по сей день: зачем китайцам вообще понадобилось такое хлопотное и трудоемкое сооружение? Хрестоматийный ответ имеется во всех учебниках и энциклопедиях: для защиты от гуннов и прочих варваров-кочевников.
Однако ни ученые, ни военные историки не принимают версию защитного назначения Китайской стены от иноземных вторжений, доказывая, что в этом плане ее возведение было совершенно бесполезной затеей. Во-первых, поскольку она не была непрерывной, ее вполне можно было при желании обойти. (В ХIII веке искусственный заслон не помешал монголам захватить и поработить Китай на целое столетие.) Во-вторых, на охрану форта длиной в тысячи километров не хватило бы никакой армии. В-третьих, стена зачастую пролегает по таким недоступным местам (например, по самой верхней кромке почти отвесных скал), что добираться до нее просто бессмысленно.
Поскольку логичные ответы на вопрос «ради чего» найти невозможно, люди, видимо, начинают гадать и домысливать сами. И не только энтузиасты-дилетанты и мистики, но и вроде бы серьезные ученые. По версии Пекинской радиофизической лаборатории, Китайская стена – космическая антенна, такая же, как египетские пирамиды, только горизонтальная, «созданная специально для межгалактической связи».
Не перечисляя все версии и домыслы, остановимся лишь на самой невероятной, связанной с верой китайцев в загробный мир. Злые духи (гуй) в их представлении приходят с северными ветрами, носятся над самой землей и способны перемещаться только по прямой. А если на их пути поставить преграду, они не могут ее преодолеть. Традиционное китайское жилище, храм, монастырь, дворец издревле отгораживались от духов глухими стенами – глинобитными, деревянными, каменными. Или хотя бы небольшой стелой (инби) перед входными воротами. По той же причине (чтобы дезориентировать злых духов) в Китае везде, где только можно, избегают прямых линий – в строительстве дорог, каналов, улиц, мостов, в плавно изогнутых краях крыш.
Выходит, главное назначение циклопического сооружения – ограждать страну не от агрессивных соседей, а от злых духов, «приносимых северными ветрами»?! Вот ведь какая петрушка получается. В пользу данной версии говорит и то, что стена нигде не идет по прямой, даже если ей ничего не мешает. В отдельных местах она начинает вдруг ветвиться, выписывает странные кренделя и петли или разбита на параллельные секции. Зачем? Быть может, у прямоходящей нечисти там особые тропы или порталы для выхода на физический план?
Чтобы проверить, насколько жизнеспособна данная версия, попытаемся найти, откуда у нее ноги растут. В III в. до н. э. великий Цинь Шихуанди объединил Китай, положив конец междоусобицам и став первым императором новой империи и новой династии Цинь. Он-то и начал ограждать с севера вновь народившееся государство, связав между собой уже имевшиеся защитные стены отдельных царств. Помимо объединенной стены, Шихуанди окружил свою столицу – Сиань непроходимой стеной и рвами, проложил через всю страну сеть трехполосных дорог (среднюю – для колесницы императора), прорыл канал Линцюй длиной 36 км, превративший Южный Китай в единую водную систему. Это, так сказать, для империи в целом. А для себя…
Едва вступив на престол, Шихуанди взялся за строительство двух гигантских, суперроскошных дворцов: одного для земной жизни, другого – для загробной такого размаха, какой не снился и фараонам. Только над его так называемой гробницей одновременно трудилось около 700 тысяч строителей на протяжении 38 лет.
Внутреннее убранство «гробницы» повторило императорский дворец (имевший «столько комнат, сколько дней в году»). А на огромной модели империи Цинь были воссозданы искусственные реки и море из… ртути. Чтобы представить уровень роскоши, упомянем лишь 120-метровой высоты купол над усыпальницей из драгоценных камней, площадью 8 кв. км, отразивший звездное небо с планетами.
Веривший в загробную жизнь Шихуанди возжелал обеспечить себе после смерти защиту, переправив в свое потустороннее царство всю свою армию. Но его сподвижники, опасаясь, что тогда без защиты останется вся страна, посоветовали императору заменить живых на их изображения. Так возникло в подземных «казармах» дворца-гробницы ныне всемирно известное Терракотовое воинство из 8 тысяч глиняных воинов в натуральную величину. Как видим, мистическая подоплека в деяниях родоначальника Китайской стены явно прослеживается.
У основателя династии Цинь не оказалось последователей. Династия пала через несколько лет после его смерти. А что же стена? О ней то веками не вспоминали, то вдруг рьяно брались надстраивать и снова забрасывали на века. Своего апогея и небывалого размаха строительство достигло уже при династии Мин – после того, как китайцы изобрели кирпич. Прокладка стены по горам по долам продолжалась с XIV по XVII век – сразу на десяти отдельных сегментах. Солдаты, заключенные, пленные, вольнонаемные – все были задействованы на этой грандиозной стройке.
Стена удлинилась на 4000 км, приобретя совсем иной вид. Ее сторожевые башни превратились в крепости-форпосты. С завоеванием Китая маньчжурами она опять начала хиреть. А во время «культурной революции» ее и вовсе в буквальном смысле растаскивали по кирпичику.
Власти обратили свои взоры на главную достопримечательность страны в конце 70-х прошлого века, взяв ее под контроль и защиту. Отдельные участки реконструировали, а кое-где и построили заново. И Великая стена неожиданно превратилась в мощное финансовое подспорье – ныне ее посещает до 40 миллионов туристов в год.
На любого, кто смотрит на стену впервые, она производит неизгладимое впечатление. Венчая собой гребни гор, она пластично повторяет их очертания. Даже представить себе невозможно, как карабкались туда древние строители, как доставляли на такую крутизну стройматериалы.
Теперь карабкаться приходится туристам – по выложенным бесконечным лестницам. А это совсем непросто, хотя собственная высота стены не превышает 10 м. Кое-где подъем даже снабжен фуникулером. И железным желобом в придачу, по которому молодые и храбрые могут скатиться со стены в специальной капсуле за считанные минуты.
Всем, кто поднялся наверх, открываются с высоты птичьего полета головокружительные ландшафты. Если местность ровная, верх стены представляет собой довольно широкую дорогу – этакую автостраду по-китайски, по которой могут пройти 4 всадника в ряд, две повозки или шеренга из 8 воинов. Но в большинстве случаев, когда стена то взмывает ввысь, то ныряет в пропасть, дорогой ее не назовешь. Ходьбы по ней никакие ноги не выдержат – ни человеческие, ни лошадиные.
Стена снабжена сторожевыми башнями, которых по всей ее длине великое множество. Хотя по-настоящему они никем не сосчитаны, называют цифру 25 тысяч. И все они разные, поскольку строились в разное время. Каждая башня – целая крепость, где держали боеприпасы и провиант и располагались воины. Края стены защищены метровым парапетом или каменными зубцами с бойницами (зубчатый бруствер).
Первый «туристический» отрезок стены длиной 50 км, отстроенный заново несколько десятков лет назад, находится рядом с Пекином, в районе горы Бадалин. Второй – 90 км от него – в очень живописной местности Мутяньюй. Но чтобы увидеть стену хотя бы в том виде, в каком ее построили при династии Мин, нужно отъехать от Пекина на 100 км – в Симатай. Ее самая высокая сторожевая башня Пекин вознесена на вершину горы, на 1 км над уровнем моря. В Симатае же находится часть стены, названная Небесной лестницей за немыслимой крутизны подъем – под углом 85 градусов, к тому же без перил. Туристов на нее, естественно, не пускают.
Вот такая она, противоречивая, удивительная и загадочная Великая Китайская стена. Это стоит увидеть своими глазами.