В лондонском метро появилась кинетическая скульптура Александра да Куньи
К открытию новой станции лондонского метро Battersea Power Station бразильский художник Александр да Кунья приурочил свое новое произведение «Закат, восход, закат» (Sunset, Sunrise, Sunset) – монументальную кинетическую скульптуру, отражающую повседневные циклы.
Работа длиной почти 100 метров включает 3500 отдельных панелей, состоящих их трех вариантов градиента, постепенно переходящих от одного цвета к другому.
Колористической основой произведения для художника стали фотографии лондонских закатов и рассветов. Для создания двух цветовых фризов, расположенных друг напротив друга по всей длине кассового зала станции, да Кунья использовал рекламный механизм – вращающийся рекламный щит. В столь суперсовременном транспортном узле XXI века применение устаревшей технологии кажется парадоксальным, но да Кунья пошел на это сознательно.
Художник рассказывает, что когда получил от лондонского метрополитена заказ на создание произведения для станции, то посвятил много времени исследованию некогда грандиозной угольной электростанцию Баттерси и был очарован старыми компьютерами и бывшими диспетчерскими, оснащенными всеми этими старыми технологиями. Так что отчасти его творение продиктовано ностальгией – возвращением к аналоговым формам общения и полным отходом от того, как мы воспринимаем информацию в наши дни.
И хотя цвета и название кинетической скульптуры «Закат, восход, закат» отсылают к пейзажу и солнечному действу, цвет не был для художника первоочередной задачей: да Кунья говорит, что «использовал цвет как предлог, чтобы поговорить о течении времени, о цикличности дней и сезонов года, об ожидании наступления нового дня. Работа была задумана задолго до пандемии коронавируса, но сейчас оказалась более актуальной, ведь мы внезапно стали воспринимать время по-другому», – отметил да Кунья.
«Закат, восход, закат», по словам художника, стал самой сложной вещью, которую он когда-либо делал – из-за масштаба и общественного контекста. «Это так отличается от установки твоей работы в музее или в пространстве, предназначенном для произведений искусства. Здесь используются механические рекламные щиты, но нет слов или изображений, только цвета. К тому же, работа движется: движение – ключевой элемент в этой скульптуре».
Художественный и эстетический аспект произведения – не единственные задачи, которые пришлось решать да Кунья в ходе реализации проекта. Автору пришлось пройти через многие уровни бюрократии, связанные с установкой такого крупномасштабного объекта в общественном месте – не говоря уже об извечных проблемах соблюдения всех пунктов пресловутых health and safety. Не менее сложными были и переговоры с архитекторами, ведь «Закат, восход, закат» является неотъемлемой частью интерьера станции и должен органично вписываться в ее монохромное пространство.
Кажется, все эти тревоги позади, и творение Александра да Кунья – уроженца Рио-де-Жанейро, живущего и работающего в столицах Бразилии и Великобритании, уже стало неотъемлемой частью и эмоциональным камертоном новой станции старейшего в мире метрополитена.
Подготовила Вика Нова
По материалам: ART TFL, The Spaces, Studio international