Вино

Узор на крыльях бабочки

Помните заключительные кадры фильма Отара Иоселиани «Охота на бабочек», где азиаты покупают французское шато за наличные? Огромные стеклянные сенсорные ворота с гигантским иероглифом вместо прежних кованых выглядят просто ужасающе, как приговор. Мэтр снял фильм в 1992 году! В наши дни винные сводки новостей пестрят подобными сделками.

Сегодня около 50 бордоских шато принадлежат «бао-фа-ху» из Китая, Гонконга, Тайваня. Предполагается, что в ближайшие пять лет число возрастет до 200. Следуя тренду, аукционный дом Christie’s уже открыл в Гонконге первое в мире агентство недвижимости, специализирующееся на продаже виноградников.

Пару лет назад ажиотаж в винных индексах и на винных аукционах в азиатском регионе напоминал бурлящий бамбуковый короб с дим-самами. Насытившись и чуть успокоившись с покупкой самого вина, азиатские инвесторы переключили свое внимание на винную недвижимость. Причем их аппетит распространяется как на малые замки (petits chateaux), так на хозяйства серьезного калибра.

В конце мая общественность всколыхнула новость о продаже Chateau Le Bon Pasteur в Помроле – поместья уровня гран крю, принадлежавшего знаменитому энологу Мишелю Роллану (Michel Rolland).

Мишель Роллан – культовая личность. Primus inter pares (лат. лучший среди подобных). Сильная и влиятельнейшая фигура в мире вина. Он умеет делать вина, которым Паркер впоследствии дает 100 баллов. Он гений от энологии и один из главных персонажей на винном олимпе. Среди некоторых прославленных клиентов мастера шато Clinet, Nenin, Le Pin, Angélus, Auson, Léoville-Poyferré, Pontet-Canet, Smith Haut-Laffite, Latour-Martillac – все из Бордо, а также Staglin из Калифорнии, Ornellaia из Тосканы, Италия, Casa Lapostolle из Чили.

Семигектарное поместье Le Bon Pasteur принадлежало семье Ролланов с 1920-х годов. Здесь, в Помроле – знаменитом винодельческом аппелласьоне Бордо, Мишель Роллан провел детство и юность. Стиль местных вин, в основе которых лежит мягкий и податливый сорт Мерло, не мог не повлиять на мышление и вкус энолога. Он впоследствии и стал визитной карточкой звездного консультанта. Пресса даже окрестила Роллана «господин Мерло». Вина Роллана насыщенные и округлые, их легко пить, но они могут храниться десятилетиями. В придачу к Ле Бон Пастер были проданы и два других правобережных хозяйства, принадлежавшие семье, – Ch Rolland-Maillet в Сэнт-Эмильоне и Ch Bertineau St Vincent из Лаланд Помроля, вместе составляющие 16 гектаров.

Что послужило причиной продажи хозяйств и подробности сделки не разглашаются. Известно, что покупатель – китайский мультимиллионер Сутонг Пан (Sutong Pan). Chateau Le Bon Pasteur будет переименовано в Pan Estate, и управлять им будет дочь нового владельца. Очевидно, что цена сделки установит новый рекорд и взвинтит стоимость гектара в Бордо.

Семья Ролланов осталась не с пустыми руками – во Франции они еще владеют хозяйствами Fontenil и La Grande Clotte, а также имеют партнерские проекты Bonne Nouvelle, Remhoogte в Южной Африке, Val de Flores, Clos de los Siete, Yacochuya в Аргентине и Campo Eliseo в Испании.

И все же данная ситуация не может не настораживать. Вспоминается рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром» (A Sound of Thunder), где главный герой, охотник-любитель, попав в прошлое, случайно раздавил бабочку, чем вызвал череду необратимых последствий, которые изменили облик всей Земли и судьбы людей. «Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь». Похоже, сбываются пророчества.

Leave a Reply