Непринуждённая эротика c древнейших времён и до наших дней
«Всё эротическое – это искусство».
Густав Климт
На протяжении веков отношение к чувственности постоянно менялось. История знает, как времена безудержных страстей и вседозволенности, так и периоды крайней сдержанности, когда всё плотское осуждалось и вуалировалось под покровами благочестия и пуританства.
Интерес к эротике заложен в природе человека – всё, что скрыто от нашего взгляда, вызывает любопытство, заставляет воображение работать на полную мощь, дорисовывая и дописывая. Художники, писатели, музыканты, режиссёры, фотографы, дизайнеры используют эротические ассоциации, играя с воображением и нашими тайными желаниями. Иногда это создаёт шедевры и даже становится «классикой», в другой раз – граничит с порнографией, опускаясь до пошлости и дурного вкуса.
На протяжении тысячелетий люди устанавливали свою собственную трактовку эротики и её рамки. New Style попытался разобраться в том, что считали эротичным в разные исторические периоды.
Древние цивилизации
В культуре Древнего Египта, Греции и Рима чувственность имела большое значение. В представлении древних людей наслаждение, которое может доставлять тело человека, являлось одной из главных движущих сил не только в цикле жизни индивидуума, а целой Вселенной.
В этот период в искусстве стали появляться скульптуры, поэзия, мозаики эротической тематики. Археологи XVIII – XIX веков были шокированы артефактами, найденными при раскопках: огромное число фресок, статуй, предметов обихода были украшены изображением откровенных любовных утех. Одна из знаменитых статуй, найденная в Помпеях, изображающая бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой, долгое время была скрыта от любопытных глаз туристов. То, что для многих из нас покажется сверхнеприличным, диким, для древних римлян было вполне приемлемым и являлось частью повседневной жизни.
Нельзя не отметить искусство Древней Греции, во многом посвящённое гомосексуализму – фрески, керамические вазы и предметы столового обихода украшали довольно детальные изображение мужской любви. Если женщина была нужна для продолжения рода, то молодые юноши – для сладострастных утех.
Ещё одной важной частью будничной жизни древних греков была проституция, процветавшая в крупных (особенно портовых) городах. В проституцию была вовлечена большая часть населения, причём свои услуги предлагали как женщины всех возрастов, так и молодые мужчины. Публичные дома располагались на центральных улицах городов. Особое место среди древнегреческих проституток занимали гетеры (в переводе с греческого – «спутница»), относящиеся к высшей категории женщин этой «профессии». Гетеры не только оказывали сексуальные услуги, но и поддерживали светские беседы, были хорошо образованы, умели играть на музыкальных инструментах, танцевать, являлись «подругами» для богатых горожан и музами у писателей, художников. Так, моделью для скульптуры «Капитолийская Венера» Пракситель выбрал свою любовницу – известную афинскую гетеру, Фрину. Интересно, что чувственный образ Фрины будет долгое время волновать умы художников, скульпторов, музыкантов и писателей – холёное тело греческой красавицы изобразят на своих полотнах такие художники, как Тернер, Буланже, Кауфман, в скульптурах – Попов, Клезенже, Барцаги, Болла. И даже в XX веке её образ не останется без внимания – Джина Лоллобриджида сыграет знаменитую жрицу любви (под именем Мариантония) в фильме Алессандро Блазетти.
В искусстве Древней Греции можно встретить скульптуры, терракотовые фигуры, изображающие гетер и проституток более низких классов (пример, картинка, Гетеры на банкете, сидя на скамейке. Терракотовые фигурки из Мерины. 25 г. до н. э. Лувр) В древнегреческой литературе проститутки изображались, как комедийные персонажи.
Древний Египет с его сакральной религиозностью был также не чужд плотской любви. Несмотря на то, что большая часть папирусов до нас не дошла, в 1820 году была сделана уникальная находка – Туринский сатирико-эротический папирус (датируемый приблизительно XII – XI веками до н.э.). В XIX веке этот папирус вызвал крайнее раздражение учёных, и долгое время его никто не исследовал. Папирус содержит 27 иллюстраций, изображающих сцены соития, порой в экзотических позах, с небольшими пояснительными надписями. Многие исследователи называют его древнеегипетской Камасутрой.
Камасутра – пожалуй, первое, что приходит на ум при рассуждениях на тему эротики в Древней Индии. То, что для многих из нас кажется чересчур откровенным и странным, для индусов было вполне нормальным явлением. Считалось, что мужчина и женщина должны исследовать свою сексуальность. Камасутра – это трактат о чувственной и эмоциональной жизни, вожделении и любви. Впервые Камасутра была переведена Р. Бертоном и опубликована в Англии в 1833 году, однако тиражи книги были очень редкими и дошли до широкой общественности только в 1960-х годах.
Также не меньшую известность приобрели барельефы храма Кхаджурахо, представляющие собой статуи любовников, застывших в самых причудливых позах. По разным версиям, обильное количество эротических изображений объясняется тем, что секс являлся общедоступной темой, а также рельефы могли носить обучающий характер.
Средневековье
Для большинства из нас Средние века ассоциируются с периодом пуританства, всевластью Католической церкви и гонениями инквизиции. Безусловно, всё это было: женщинам надлежало блюсти целомудрие, мужчинам – стараться подавлять свои желания и заниматься любовью с женой только в благочестивой позиции с целью рождения детей.
Однако этот период в истории ассоциируется также с грубостью, безнравственностью и безудержностью во всём, особенно в любовных утехах. Причём происходило это на всех уровнях социальной иерархии, начиная от духовных лиц и монархов, заканчивая рабочими и крестьянами. Для литературы и живописи того времени характерен гротеск и высмеивание нравов всех сословий. Эротические сцены изображались в рукописных книгах, как правило, в виде миниатюр на полях.
Одежда в период Средневековья, большей частью, была довольно сдержанная и простая. Однако в мужской моде одним из шокирующих элементов костюма был гульфик – небольшой кусок ткани, который прикреплялся к нижней части мужского костюма на уровне гениталий и набивался соломой, а также украшался бахромой и лентами. Церковь пыталась с этим бороться, но безуспешно. (1550 Giovanni Battista Moroni, The tailor).
В средневековом Китае (период правления династии Мин, XIV – XVII века) большое распространение приобретают эротические рисунки и эротическая проза. Эротические сцены в основном содержали изображения любовных утех между мужчиной и женщиной, но нередки были рисунки однополых связей.
Для китайской культуры традиционно изображение объединения женского и мужского начала в единое целое, поскольку в миропонимании китайцев всё делится на две стихии – инь (женский) и ян (мужской), а соединение этих начал – высшая цель.
Как правило, на эротических картинках средневекового периода мужчины и женщины изображены одетыми, а открытыми остаются гениталии (точка соития), подчёркивая, что именно это и является главной сутью изображения. Часто встречаются изображения мужчины в окружении большого числа наложниц и жён, а также сцены подглядывания.
Эротическое искусство средневековой Японии схоже с китайским. Иллюстрации и гравюры с изображением сцен любовных утех называются сюнга («рисунки весны»); на них изображались монархи, придворные и знать. Но так же, как и в Китае, внимание уделялось изображению полового акта и половых органов – художники не акцентировали внимание на лицах и одежде изображаемых ими героев.
XVII – XIX века
Ренессанс разбудил в людях нескрываемый интерес к сексуальности, центром которой стала обнажённая женская натура. На картинах Рубенса, Рембрандта, Тьеполо женщина предстаёт высшим идеалом красоты. Женщины перестают стесняться своего тела – они открывают его для лицезрения, не обращая внимания на посторонние взгляды. И, несмотря на то, что обнажённая натура должна вызывать желание, чувственность, женщина предстаёт на картинах живописцев чистым созданием, достойным восхищения, поклонения, никак не оскорбительной грубости и пошлости. Искусство XVII – XVIII веков окутано шлейфом игры, недосказанности, заманивания.
Но нельзя сказать, что всё было исключительно возвышенным в этот период. В XVII – XVIII веках большое распространение получила эротическая гравюра и литература эротического жанра («Декамерон» Бокаччо). А уже в XIX веке во Франции начинают массово печатать эротические картинки, которые свободно покупались туристами в виде сувениров и открыток. Однако распространение подобных открыток приравнивалось к порнографии.
В XIX веке с развитием искусства, изображение обнажённого тела приобретает большую реалистичность: Эдуард Мане, Базиль Фредерик, Густав Климт, Поль Гоген и другие европейские художники создают блестящие картины, впоследствии признанные шедеврами мирового искусства.
В то же самое время появляются довольно провокационные литературные произведения, темами которых становятся чувственность, запретная любовь, сексуальные отношения вне брака, любовь женщин к мужчинам младшего возраста («Нана» Э. Золя, «Милый друг» Ги де Мопассана, «Мадам Бовари» Флобера). Художники и писатели этого периода будто бы заявляют, что женщина не только может быть предметом вожделения, но может и желает сама, приоткрывая свою сексуальность.
XX – начало XXI века
XX век перевернул представление об эротизме – всё, что ранее было запрещённым, стало дозволенным. Этот век открыл такие имена художников, рисующих в эротическом жанре, как Пабло Пикассо, Эгон Шиле, Анри Матисс, Константин Сомов, Люсьен Фрейд, Амадео Модильяни.
Годы после Второй мировой войны стали периодом сексуальной революции, когда в обществе полностью изменилось отношение к сексуальным ценностям, морали, целомудрию. Женщины перестали стесняться своих желаний, и, если раньше они лишь намекали на интерес к сексу и эротике, то в XX веке женщины отстояли на это свои права.
Наибольшее распространение в этот период получает жанр эротической фотографии. Художники-фотографы отталкиваются от желаний невидимого зрителя, словно предоставляя ему возможность подглядывать в замочную скважину. Иногда фотографии этого периода настолько откровенны и вульгарны, что их, скорее, можно отнести к порнографии, нежели искусству. Достойное место в этом жанре занимает пин-ап – ставший распространенным благодаря журналам «Варьете» и «Плейбой». Звёздами пин-апа были знаменитые актрисы и модели: Ава Гарднер, Бриджит Бардо, Рита Хейворт и др.
XX век взорвала волна эротической литературы. В этот период вышло большое количество ранее «запрещённых» книг – романы Генри Миллера («Тропик Козерога», «Тропик Рака», «Чёрная весна»), Анаис Нин («Дельта Венеры»), «Любовник Леди Чаттерлей» Д. Лоуренса.
Абсолютным откровением стало появление в 70-х годах эротических сцен в кино; и если в советском кинематографе эротичными и почти скандальными были эпизоды, изображающие лёгкое обнажение героини («Бриллиантовая рука», «Приключения итальянцев в России», «Москва слезам не верит»), то Запад шокировали «9 ½ недель», «Последнее Танго в Париже», «Основной инстинкт», «Эммануэль», «Ущерб», ставшие шедеврами кинематографа XX века.
Оборотной стороной медали стала стремительная популярность порнофильмов и дешёвой порнолитературы (к концу XX века). Их производство поставили на поток; появилось большое число интимных салонов, где можно было посмотреть «запретное» кино, а с появлением VHS и DVD (а в XXI веке – онлайн) порнофильмы нашли массового зрителя. История, словно совершив новый поворот, сделала женское тело предметом дешёвой похоти и «товаром», лишив его того внутреннего восхищения, магнетизма, чувственности, которому придавали такое высокое значение художники и писатели XIX века.
Что обещает нам XXI век? Современное общество выстраивает своё отношение к эротике, подобно маятнику, раскачивающемуся из стороны в сторону. Оно то поощряет всё сверхоткровенное, вызывающее, эпатирующее, то взывает к морали, словно прося: «О, закрой свои бледные ноги…».