Угадайка: Вольфганг Амадей Моцарт или Тимоти Джонс?
Завершить неоконченные произведения самого Во́льфганга Амадéя Мо́царта – мало кто из музыкантов замахнется на на подобный поступок. Тимоти Джонс (Timothy Jones) – музыковед, эксперт по Моцарту и профессор лондонской Королевской академии музыки – решился! Правда, началось все как академический эксперимент: Джонс работал над книгой о стилистических особенностях позднего периода творчества австрийского композитора, когда ему пришла в голову идея закончить несколько недописанных сонат для скрипки и фортепиано.
«Я писал исследование о том, насколько музыка Моцарта выразительна и динамична, но в книге было довольно много скучных технических деталей. Мне казалось очень важным понять, какой могла бы быть неоконченная музыка композитора», – вспоминает Джонс. Пищи для размышлений оказалось более чем достаточно – ведь только за последнее десятилетие своей короткой жизни Моцарт написал более 100 фрагментов произведений, которые так и не закончил. «В какой-то момент я понял, что возможно смогу более эффектно рассказать об этих неоконченных произведениях нотами, чем словами», – говорит музыковед.
Конечно, незавершенные фрагменты моцартовских произведений не были чем-то новым – об их существовании известно с XIX века. Однако исследования ученых XX-го столетия, особенно Алана Тайсона и Ульриха Конрада, помогли гораздо точнее датировать незавершённые моцартовские сочинения. И Тимоти Джонс с воодушевлением углубился в изучение обстоятельств, в которых работал Моцарт в этот период, тщательно сопоставлял их с другими произведениями композитора, созданными в этот период.
«Точное понимание контекста этих фрагментов давало мне понимание того, над чем именно работал и что слушал Моцарт в это время, какова была его композиционная стратегия. Это ключевой момент – потому что стиль композитора продолжал стремительно развиваться вплоть до его смерти в 1791 году», – говорит Джонс.
Так началась работа над сочинением вариантов завершений нескольких неоконченных Моцартом сонат для скрипки и фортепиано и Фантазии для скрипки и фортепиано; она заняла около 10 лет и завершилась на минувшей неделе выходом на Channel Classics альбома Mozart-Jones, записанного при участии скрипачки Рэйчел Поджер и пианиста Кристофера Глинна.
В целом, дописывание незаконченных композитором произведений после его смерти не является такой уж редкостью в музыкальном мире. К примеру, знаменитый «Реквием» Моцарта завершали после его кончины австрийские композиторы Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер; а начатую Густавом Малером в 1910 году Симфонию № 10 неоднократно пытались реконструировать по сохранившимся эскизам композитора.
Существуют и несколько версий завершения «Неоконченной» симфонии» Шуберта, список можно продолжить.
Чем привлекает альбом Mozart-Jones так это необычностью подхода: британский музыковед, тестируя различные аспекты моцартовского стиля, предлагает несколько завершающих версий сохранившихся фрагментов. Убедительное и волнующее доказательство неограниченности и бесконечности творческого процесса! «Мне хотелось донести мысль об открытости музыки Моцарта. Именно это побудило меня создать несколько вариантов завершений, показав, что, будь у Моцарта возможность продолжить работу над этими фрагментами, его музыка могла бы развиваться в самых разнообразных направлениях», – отметил Джонс.
Профессионалы в целом положительно встретили выход альбома Mozart-Jones. Кстати, профессор не раскрывает слушателям, какие части в записях принадлежат Моцарту, а какие – ему. «Я думаю, это отличная игра в угадайку – где заканчивается Моцарт, и начинаю я», – говорит Джонс. И вспоминает, что за последние семь лет бывали случаи, когда довольно известные музыканты, игравшие написанные им завершения произведений Моцарта, ошибались, принимая их за моцартовские.
А еще эксперт утверждает, что не стремился «подделать Моцарта или поставить себя с ним на один пьедестал»; называет свою попытку «в некотором роде самонадеянной» и признается, что предпочел бы, чтобы композитор сам закончил эти произведения. В ближайших планах Тимоти Джонса – вернуться к написанию книги о композиторе, прерванной для записи альбома.
CBC
The New York Times