Лондон

Two Temple Place

Это поздневикторианское здание на набережной Темзы по адресу 2 Temple Place лондонцам больше известно как Астор-Хаус — по имени заказчика и первого владельца дома виконта Уильяма Астора. Уильям Уолдфорд «Вилли» Астор — американский юрист, политик, бизнесмен и издатель газет — появился на берегах Темзы в 1891 году. Этот отпрыск одного из самых известных и влиятельных семейств США XIX-XX веков не очень-то преуспел на политическом поприще у себя на родине. Унаследовав после смерти отца финансиста Якоба Астора III в 1890 году огромное состояние, Уильям стал самым богатым человеком Америки. В том же году начал строительство роскошного Waldorf Hotel. Его кузен Астор IV cпустя несколько лет построил рядом Astoria Hotel — так родился комплекс Waldorf-Astoria Hotel, положивший начало сети высококлассных отелей «Астория». Кстати, The Waldorf Hotel Уильям основал и в британской столице — в районе Олдвич, рядом с Ковент-Гарден.

Two Temple Place

Прибыв в Лондон, Астор поначалу арендовал Lansdowne House, а в 1893 году приобрел большое загородное поместье Cliveden-on-Thames в Букинхэмшире. Это было только начало шоппинга зажиточного американца: он прикупил газеты Pall Mall Gazette, The Observer, основал Pall Mall Magazine, а в 1903 году стал владельцем замка Хивер — бывшей резиденции Болейнов, отреставрировал древний замок, построил «Тюдорскую деревню», обустроил озеро и разбил вокруг прекрасный парк. Странным он был человеком: летом 1892 года вдруг исчез, приказав прислуге оповестить американских журналистов о своей смерти от пневмонии. Трюк, конечно, вскоре был разоблачен, но пресса еще долго перемывала косточки Уильяму Астору, тратившему немало усилий, чтобы стать «своим» в снобистских кругах знати.

Two Temple Place

Впрочем, в последующие годы, и особенно во время Первой мировой войны, репутация и социальное положение Астора в английском обществе возросли — чему немало способствовали его щедрые пожертвования британскому Красному Кресту, Детскому госпиталю Ормонд-стрит, Cancer Research Fund, Оксфордскому, Кембриджскому и Лондонскому университетам, Ассоциации семей солдат и моряков и т. д. Деньги были потрачены не зря: в 1917 году Вилли был присвоен титул виконта Астора из Хивера — он стал первым американцем, пробившимся в палату лордов. Впрочем, последнее далеко не всем пришлось по вкусу — многие считали, что свое высокое положение на аристократическом Олимпе Британии богатый американец попросту купил.

Но вернемся в Астор-Хаус. Уже небезызвестный нам Вилли Астор поручил проект своего лондонского дома архитектору Джону Пирсону. В 1895 году неоготический особняк из портлендского камня с окнами на Темзу был завершен. Над убранством трудились известные мастера: резьба по камню на фасаде выполнена Натаниелом Хитчем, флюгер в виде каравеллы «Санта Мария», на которой Колумб открыл Америку, создал мастер по металлу Старки Гарднер, над интерьерами в духе французского Ренессанса трудился Джон Грейс, в убранстве множество работ скульптора Джорджа Фрамптона, резчика по дереву Томаса Николса и других.

Two Temple Place

В своем мини-тюдор-особняке Астор пожелал соединить офис и жилой дом. И не просто роскошный дом для своей семьи — здесь должны были поселиться и его обширные коллекции произведений искусства, музыкальных инструментов и книг. Еще до переезда в Лондон, проработав несколько лет в Риме на министерской должности, Астор проникся неугасимой страстью к изящным искусствам — благо его финансовые возможности позволяли пополнять свои собрания без оглядки на ценники.

Не ограничивал он в средствах и своего архитектора и команду мастеров, работавших над убранством особняка, — ведь им предстояло отразить лучшие (с точки зрения Астора, разумеется!) достижения искусства и литературы. О том, что получилось, писал один из современников, Дональд Страчан: «Интерьеры за фасадом из портлендского камня излучали немного странную викторианско-диснеевскую атмосферу; блистательные комнаты с обилием мрамора и махагонового дерева; множество причудливых деталей, как то: персонажи из «Трех мушкетеров» (любимой книжки Астора) на главной лестнице или изображения 54 довольно случайно выбранных исторических и литературных героев на золоченом фризе Большого холла (среди которых Макиавелли, Бисмарк, Анна Болейн, Мария Антуанетта и др.)».

И это только начало. Кого только нет в доме Астора: в переизбытке скульптур, фризов, рельефов и резьбы, украшающих дом с ног до головы, собраны герои «Легенды о короле Артуре» и Фенимора Купера, Айвенго и Джульетта, Робин Гуд и мушкетеры — храм культуры в интерпретации личного вкуса и пристрастий владельца. Богатство отделки, драгоценные породы дерева и разнообразие камней, витражи и серебро, персидские ковры и люстры — дом полон роскоши и курьезов, произведений искусных мастеров и забавных деталей — как, к примеру, бронзовый купидончик у входа с телефонной трубкой у уха (работа скульптора Уильяма Фриса).

После смерти Астора в 1919 г. дом несколько менял владельцев (в основном это были различные общества и компании). В 1944 году немецкая бомба серьезно повредила часть дома. Его отреставрировали к 1951 году.

В 2011 году Two Temple Place перешло в руки благотворительной организации Bulldog Trust. И с тех пор ежегодно в течение нескольких месяцев двери особняка открываются для публики. В остальные месяцы года дом сдается в аренду для корпоративных и частных мероприятий. В период «открытых дверей» можно не только осмотреть роскошные интерьеры и курьезы Астор-Хауса — параллельно в доме проходят выставки. Концепция их организаторов — представить в Лондоне коллекции из региональных музеев страны. В итоге довольны все стороны: провинциальные музеи имеют возможность показать сокровища из своих закромов в Лондоне, а лондонцы — увидеть их, не покидая столицы.

Two Temple Place
London
WC2R 3BD
www.twotempleplace.org

Leave a Reply