ЗдоровьеКрасота-ЗдоровьеПсихология

На игле сериала: как формируется зависимость

С настоящей силой сериала лично я столкнулась году в 1991-м или 1992-м. В шахтерском городе Гуково происходило нечто знаменательное: на улице Чернышевского впервые в новейшей истории стелили асфальт. В 9 утра посреди проезжей части вываливали гору свежего дымящегося асфальта, и бригада из восьми женщин принималась за работу – шумно и споро они начинали эту кучу разравнивать лопатами. Ровно в 9:18 работа полностью останавливалась – в 9:20 повторяли вчерашнюю серию «Просто Марии».

Почему пункт просмотра был именно у нас, я не помню, но работницы, все до единой, не исключая бригадиршу, робко стучали в нашу калитку, спешно разувались и бежали в дом. Там они отказывались садиться на диван, кресла и даже на стулья и со словами: «Мы же грязные» располагались прямо на полу. Дорогу на нашей улице в двадцать домов ремонтировали месяца полтора, поскольку за время трансляции «Просто Марии» соседи с ведрами успевали растащить не меньше половины асфальтового запаса – дорожки-то в своем огороде тоже надо чем-то мостить! С моего наблюдательного пункта было видно всё: за окном – тающая гора остывающего асфальта, в соседней комнате – прикованные к экрану лица восьми рыдающих женщин в темно-синих рабочих комбинезонах.

Без стыда и совести

За последние 25 лет сериал как жанр и его аудитория несколько изменились. В 1990-е основными зрителями, а вернее зрительницами были женщины – мужчины в это время с нетерпеливым презрением ожидали вечерних новостей и футбола. Как говорят исследователи, в те годы многие женщины во всем мире признавались, что стыдились своей страсти к низшему сорту кинематографа, но, будучи не в силах ничего изменить, продолжали ей предаваться, часто втайне от мужей (например, поздно вечером или днем в компании подруг). Сегодня, однако, уже изобретена пища и для взыскательного мужского ума – «Игры престолов», «Во все тяжкие», «Карточный домик», «Черное зеркало», «Мир дикого Запада», «Молодой папа»… И теперь (о слава богам!) смотреть сериалы больше не стыдно.

Запойная медиамания

Еще одну важную особенность принесли с собой сервисы Netflix, Amazon, Hulu и другие, позволяющие не ждать выхода следующего эпизода, а получать доступ к целым сезонам сериалов и просматривать их, серию за серией нон-стоп. Собственно, схема работы всех этих платформ и рассчитана на формирование у пользователей привычки к многочасовому запойному просмотру. Как можно оторваться и удержаться, когда тебе дают сразу несколько, сразу много серий любимого сериала? Постепенно подобные многочасовые марафоны формируют эмоциональную привязанность и зависимость.

Как только медиазависимый пользователь выключает телевизор, он ощущает внутри себя пустоту и непреодолимое желание ее заполнить. Все это усиливается, когда человек понимает, что программа, которая может ему «помочь», находится на расстоянии одного клика мышки – и днем, и ночью, 24 на 7. Точно так же, как мозг булимика или запойного алкоголика, в момент просмотра сериала мозг медиамана блокирует внешние негативные стимулы, что позволяет убежать от впечатлений реальной жизни. На протяжении этого времени человек находится в состоянии, подобном трансу, и, как настоящий наркоман, стремится пережить его снова и снова. Сладкое чувство погружения в иную реальность дополнительно усиливается, пока человек думает о героях и событиях последней серии в течение дня, и вот он уже торопится домой, чтобы снова предаться этому легальному удовольствию.

Это слишком личное

В одном из опросов 65% зрителей признали, что они ощущают персональную привязанность к герою сериала, то есть по сути строят отношения с виртуальным персонажем, и, для того, чтобы поддерживать эту одностороннюю связь, чтобы проводить с любимым героем больше времени, приходится смотреть еще и еще. В этом свете уже не кажутся столь удивительными высказывания подростков, проскочившие в других исследованиях: «Я предпочел бы посмотреть Netflix вместо того, чтобы общаться с друзьями».

В недавнем исследовании ученые из Университета Техаса опросили 316 человек в возрасте от 18 до 29 лет и выяснили, что люди, чаще других испытывающие чувства одиночества и подавленности, более склонны к медиамании – она для них является мощным способом борьбы с отрицательными эмоциями. В другой «группе риска» оказались люди с пониженным самоконтролем – они просто не могли устоять против соблазна нажать на кнопку «Next», даже если знали, что у них есть другие дела.

Невинное развлечение

Изучение медиазависимости – еще слишком молодая область, и пока, в отличие от алкоголя, наркотиков и азартных игр, любовь к сериалам не встречает социального неодобрения: 4-6-часовой ТВ-марафон считается делом вполне безобидным. Во многом это связано с отсутствием очевидного немедленного вреда для здоровья (хотя здравый смысл и должен подсказывать, что длительное неподвижное сидение на диване ни к чему хорошему не приводит). И хотя уже сейчас есть отдельные данные о связи медиамании со снижением социальных навыков, физической усталостью, повышенной частотой сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения, об этом пока не начали говорить слишком громко.

Анна Науменко, психолог, специалист по психодиагностике. Один из организаторов Clever Psychology, центра психологический поддержки на русском языке в Лондоне.

www.clever-psy.com

Leave a Reply