ЛондонСтиль жизни

Три с половиной автобуса

Наука считает, что главное отличие людей от зверей состоит в умении считать. Только наших ближайших родственников, шимпанзе, можно научить счету, но не больше, чем до десяти. И прямое следствие этого умения — способность измерять. Помню в моем московском детстве мы во дворе задавали расстояние между штангами импровизированных футбольных ворот ставя в цепочку ступни одна за другой. Вот вам английский фут в действии. 

Но далеко не всегда можно так хорошо и образно представить себе основу единицы измерения. Попробуйте прочувствовать напряжение в один вольт или вес в одну тонну. Поэтому в жизненных ситуациях то и дело используются сравнения более доходчивые. К примеру, миля в Древнем Риме соответствовала тысяче шагов. А вот так лондонский Гайд-парк — Hyde Park — получил свое название: в Средние века в Англии один «хайд» соответствовал размерам земельного надела, способного прокормить семью вольноотпущенного крестьянина — примерно 50 сегодняшних гектаров. Неплохо, правда? А до Нормандского завоевания, до 1066 года, один хайд был всего лишь участком, который можно вспахать с одним волом за один день, то есть гораздо меньшего размера. 

Британские средства массовой информации очень любят для наглядности проводить сравнения с известными всем британцам лондонскими объектами. Так в качестве эталона длины, ширины и веса популярны красные двухэтажные автобусы двухпалубники — double deckers. Как выяснилось, Международная космическая станция по длине соответствует 13 даблдекерам. Тут следует оговорится: двухпалубник двухпалубнику рознь. Современные имеют длину от девяти до 11 метров. Но в этих сравнениях подразумевается старый Routemaster с открытой задней площадкой, который выпускали с 1954 по 1968 год, он имеет в длину 8,38 метра. В один из завершающих дней Парижской олимпиады 2024 года шведский прыгун с шестом Арман Дюплантис установил рекорд мира преодолев высоту шесть метров 25 сантиметров. В британской печати появились сообщения, что он перепрыгнул полтора «роутмастера» (его высота четыре метра 38 сантиметров). 

Не менее популярно в СМИ измерять высоту сооружений, сравнивая её с колонной Нельсона на Трафальгарской площади. Там на 52-метровой колонне установлен шестиметровый однорукий и одноглазый английский вице-адмирал. К примеру, колесо обозрения «Око Лондона» через реку от здания британского парламента составляет всего 2,6 нельсоноколонны, а самое высокое здание Лондона и всей Западной Европы, «Осколок» — The Shard — соответствует ровно шести  нельсоноколоннам.

Каких только шкал не знала история, пока в XX веке, наконец, не сформировалась Международная система единиц SI. К примеру, в Финляндии существовала единица расстояния penninkulma — максимальная дистанция, на которой можно слышать лай собаки, чуть больше пяти километров. Но местность-то может быть лесистая или гористая, где звук путешествует на меньшие расстояния, чем, скажем, в узкой долине. 

Во время пандемии по непонятным причинам в Лондоне была напряженка с туалетной бумагой, британские супермаркеты даже ограничили число рулонов, которые продавали в одни руки. И газеты проводили подробные подсчеты сколько листов туалетной бумаги необходимы одному человеку в неделю. Получалось, что около двухсот, то есть один рулон на взрослую персону. Правда не учитывалось, что у среднего индивидуума может случиться запор или диарея. 

В те же времена, когда свирепствовал ковид, британская Национальная служба здравоохранения NHS рекомендовала мыть руки c мылом, распевая два раза подряд Happy Birthday To You — это примерно 20 секунд. Одного раза, как видно, было недостаточно, а трех многовато.

Когда я поселился в Лондоне, меня долгое время удивляло, что здесь нормальной температурой человеческого тела считается не 36,6 градусов Цельсия, а 37. В центре города есть даже спортклуб с названием «37oC». Другими словами, если вы занимаетесь спортом, то у вас здоровая температура тела. Я поначалу думал, что это неправильный перевод из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия, что в англоязычном мире бывает на каждом шагу, и старшее поколение британцев температуру воспринимает в старых английских мерах. Однако, один из моих туристов, врач по специальности, пояснил мне, что в Англии вставляют градусник не в подмышку, а в рот, а прямой контакт со слизистой оболочкой чуть поднимает градусы. 

У меня есть знакомый заядлый курильщик, который все цены в магазинах сопоставляет со стоимостью пачки сигарет. Наверное, в Лондоне, где цены на табачные изделия взвинчены невероятно, ему сейчас все кажется неимоверно дешевым, идет процесс обратный инфляции — дефляция. А как вам нравятся единицы иностранной валюты с презрительным названием «тугрики»? Один математик придумал индекс Хокинга (HI), определяющий какой процент людей прочитает ту или иную книгу от начала до конца. Чем ниже этот индекс, тем меньше вероятность, что читатель перевернет последнюю страницу. Эта мера названа в честь британского ученого Стивена Хокинга, чей труд «Краткая история времени» был оценен по этой шкале в 6,6%. То есть примерно семь человек из ста прочитывают книгу до конца. А отец квантовой механики физик-теоретик Поль Дирак отличался молчаливостью, и его коллеги из Кембриджского университета придумали единицу болтливости — «дирак». Один дирак — это речевой поток со скоростью одного слова в час.  

Известная цитата об Елене Прекрасной из «Илиады» Гомера гласит, что «ее лик спустил на воду тысячи кораблей». Нашлись шутники, придумавшие меру «милли-елена» — степень красоты, необходимая, чтобы отправить в плаванье один корабль. И соответственно «отрицательная елена», которая нужна, чтобы посадить корабль на мель. 

Какая все-таки интересная наука эта метрология, та, что занимается изучением всевозможных замеров. Надо бы как-нибудь заняться ею всерьез.

Автор: Джерри Миллер
Сентябрь 2024 
www.londoninrussian.com