ПутешествияСтиль жизни

«Далёкое-близкое»

– Какое место вы бы посоветовали мне посетить сейчас?

– Планету Земля, – ответил географ. – У неё хорошая репутация.

                              Антуан де-Сент Экзюпери, «Маленький принц».

Вы задумывались когда-нибудь над тем, что, где бы мы ни жили сегодня, самые невероятные и потрясающие места на земле находятся на расстоянии одного-двух дней пути?

Так близко! Увы, большинство людей по рукам-ногам связаны тысячами нитей и обстоятельств, которые не позволяют в течение жизни посетить даже десятую долю этих вдохновляющих мест.

Каждый год десятки миллионов землян задаются вопросами: «Куда отправиться в отпуск? Где провести каникулы?» Решить проблему выбора нам активно помогают бесчисленные онлайн-ресурсы, туроператоры и массмедиа: «100 самых красивых пляжей мира», «50 лучших отелей», «25 высочайших горных вершин» и так далее – список этих перечней длится до бесконечности. Но, пожалуй, никто ещё не размахнулся до амплитуды, заданной американской писательницей Патрицией Шульц в её несколько раз переиздававшемся бестселлере «1000 мест, которые стоит посетить, пока ты жив».

Шульц – автор многих гидов по городам и странам, собрала под обложкой этого увесистого тома самые интригующие и манящие путешественника сокровища нашей планеты. Континент за континентом, страна за страной, рассказывает она о замках и маленьких горных деревушках, дворцах и затерянных в океане островах, монастырях и гранд-отелях, фестивалях и рифах, грандиозных соборах и руинах, национальных природных заповедниках и оперных театрах и многих других местах и событиях как всемирно известных так и ещё не открытых вездесущей индустрией туризма, величественных или неприметных в своей тихой красоте.

Конечно, несмотря на годы исследований и горы прочитанных томов, предшествовавших составлению этой книги, «1000 мест…» – субъективная подборка, неизбежно отражающая личность Патрисии Шульц, писателя-путешественника, для которой одним из главных критериев выбора остаётся та почти не передаваемая словами магия места, вызывающая учащённое сердцебиение, мороз по коже и слёзы на глазах.

Из списка длиною в жизнь книги «1000 мест, которые стоит посетить, пока ты жив» мы выбрали несколько.

Альгамбра

Гренада, Андалусия, Испания

Произносишь это имя, а в памяти сама собой всплывает мелодия «Воспоминания об Альгамбре» испанского композитора Франсиско Тарреги. Виртуозные гитарные тремоло дрожат, переплетаются друг с другом, как струи фонтанов под порывом ветра…

«В жизни нет большей печали, чем быть слепым в Гранаде», – писал мексиканский поэт Франсиско де Икаса. Те, кому посчастливилось побывать в Альгамбре, архитектурно-парковом ансамбле на вершине холмов восточной части города Гранада, вряд ли станут спорить с поэтом. Альгамбра – высочайший образец мавританской архитектуры и искусства в Европе. Хотя небольшая крепость на этом месте начала строиться ещё в IX веке, основная часть великолепного комплекса была возведена во время правления мусульманской династии Насридов (1230 – 1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на полуострове Иберия, а Альгамбра – их резиденцией почти на два с половиной столетия. За мощными крепостными стенами с башнями располагались поражающие воображение дворцы и мечети, беседки, дворики, жилые дома, сады; били фонтаны, пенились водные каскады.

До сих пор спорят о происхождении имени «Альгамбра» (в переводе с арабского – «красный замок»). Кто-то связывает его с цветом высушенной солнцем глины, из которой построены здания; другие говорят об отблесках пламени факелов, горевших на протяжении многих лет строительства; третьи считают, что всё дело в названии холма – Красный. Как бы то ни было, когда на мерцающий у подножья холма город опускаются сумерки, последние лучи заходящего солнца усиливают розоватый цвет кирпичей, из которого выложены стены, крепостные башни и дворцы Альгамбры, они окрашиваются в красно-малиновый и вспыхивают на фоне снежных вершин Сьерра-Невады.

После завоевания в 1492 году Гранады христианами, последний мавританский правитель Боабдиль и его свита покинули Испанию, и Альгамбра стала королевской резиденцией. Впрочем, все эти сухие факты истории отходят на второй план, когда впитываешь глазами вязь ажурной архитектурной резьбы, струящейся со стен и потолков зданий подобно изящным кружевам, где растительный орнамент и завитки каллиграфии перетекают друг в друга, как бесконечная мелодия. Переходя из дворца во дворец, заглядывая в беседки и башни, пересекая внутренние дворики, двигаясь в благодатной тени длинных переходов, не перестаёшь удивляться богатству и тонкости декоративного убранства, обилию керамических изразцов, арок, сводов, стройных колонн, изящных столбиков и резных узорчатых окон. Вода и свет – природные художники, творческий потенциал которых умело использовали создатели архитектурного ансамбля Альгамбры. Звук воды следует за нами повсюду, она движется по каналам, наполняет пруды и водоёмы, журчит в фонтанах.

Интересно, что возрождением интереса к Альгамбре мы обязаны американскому писателю-романтику Вашингтону Ирвингу, прожившему в полузаброшенном в то время дворце несколько месяцев, собирая местные легенды и впечатления, и опубликовавшем впоследствии одноименную книгу новелл, эссе и путевых заметок (1832 г). «Альгамбра» Ирвинга вошла в классику литературы путешествий, а после её выхода многие европейские романтики увлеклись Гранадой: Джордж Байрон, Франсуа Шатобриан, Теофиль Готье, Виктор Гюго; композитор Клод Дебюсси под впечатлением посещения дворца написал прелюдию «Ворота Альгамбры». Кстати, из книги Ирвинга (глава «Легенда об арабском звездочёте-астрологе») Александр Сергеевич Пушкин позаимствовал фабулу своей «Сказки о золотом петушке».

Об Альгамбре можно рассказывать бесконечно. В 1984 году ЮНЕСКО объявило её памятником мировой культуры. Ежегодно здесь бывает до 2 миллионов посетителей. Так что стоит прислушаться к совету бывалых: выбирайте для посещения раннее утро буднего дня. А вечером приходите на холмы напротив Альгамбры – на представление заката солнца над «Красным замком».

Поезд «Дворец на колёсах»

Нью-Дели, Дели, Индия

По великим равнинам Раджастхана и Уттар-Прадеша плавно, как в немом кино, плывёт поезд. Нет, не поезд – «Дворец на колёсах» (Palace on Wheels). Или, как его ещё называют, «Махараджа-Экспресс». Причём не ради красного словца – шикарные, отделанные с немыслимой роскошью вагоны первоначально предназначались для высокопоставленных особ, бывших властителей княжеств. После провозглашения независимости эти мини-дворцы на колёсах некоторое время оставались не у дел, пока не обрели новое рождение – теперь уже в виде исторического туристического поезда суперлюкс. Каждый из 14 вагонов воссоздаёт антураж старинных салонов и назван в честь индийских княжеств Раджастана – Джайпур, Джодпур, Алвар и т.д. Деревянные панели, выполненная под заказ мебель, стильные индийские ковры, яркие ткани, росписи и богатый декор – дизайн интерьеров салонов основан на культурных традициях штата; в каждом вагоне – герб одноимённого княжества; каждое купе уникально по отделке. Обслуживающий персонал – в парадных туниках и тюрбанах. При этом – максимум комфорта современного сервиса.

Во время недельного тура поезд передвигается в основном по ночам, а дневное время отдано осмотру исторических и экзотических достопримечательностей таких городов, как Джайпур, Удайпур, Джайсалмер, Джодпур, фортов, заповедников, дворцов и храмов. Королевский сервис ожидает гостей не только в поезде, но и на станциях прибытия, где их приветствуют оркестры и празднично украшенные слоны. Трапезы в бывших дворцах махараджей, поездки на верблюдах, сафари на слонах – гранд-финалом этой сказочной поездки станет (предсказуемо!) Тадж-Махал.

Ribbon Chapel

Ономити, префектура Хиросима, Япония

Даже по стандартам современной архитектуры часовня Ribbon Chapel поражает неординарностью решения. Концепт – олицетворение акта единения двух жизней и душ. Всё здесь пронизано символикой: две спиралевидные лестницы, будто шлейф, обвивают и охраняют хрупкую стеклянную церковь внутри – здание часовни. Каждая из лестниц – раздельный и совместный путь молодожёнов, две связанные между собой спирали жизни. Один лестничный проход является поддержкой для другого – спирали служат одновременно и крышей, и полом, и стенами, и защитой от солнца. В зависимости от того, где находятся гости, одна часть лестницы всегда будет служить им крышей, а другая – полом.

Церемония бракосочетания начинается в застеклённой часовне, а завершается на крыше церкви, куда жених и невеста идут по отдельным лестницам. Эти два раздельных пути к венчанию наполнены личными воспоминаниями и эмоциями и символизируют дороги, по которым каждый из молодожёнов шёл до встречи и решения соединить свои жизни семейным союзом.

С крыши часовни отрывается широкий вид на морские просторы и холмистый пейзаж. Ribbon Chapel находится в Японии, в городе Ономити (префектура Хиросима), на территории отеля «Bella Vista Sakaigahama». Автор проекта – японский архитектор Хироши Накамура (архитектурное бюро NAP).

Идея для будущих молодожёнов!