Радикальный взгляд
Mодернистские фотографии из коллекции сэра Элтона Джона
«Фотография – это дорога открытий»
Элтон Джон
Искусство – прыжок из настоящего в вечность. Объектив камеры через фотографа замыкает в себе настоящее, несущееся из прошлого в будущее. Фотография заставляет нас взглянуть под ноги, поднять голову и утонуть в небе, войти в мир вещей и людей вокруг, посмотреть внутрь себя и увидеть этот мир уже иными глазами. Мир прекрасный и трагический, ускользающий и изменчивый в своем постоянстве.
Фотограф-теоретик Ласло Маголи Надь говорил, что фотография может радикально изменить не только то, что мы видим, но и как мы видим. Выставка «Радикальный взгляд: модернистские фотографии из коллекции сэра Элтона Джона» в лондонской галерее «Тейт Модерн» представляет работы мастеров первой половины XX века – времени взросления и становления фотографии как полноценного и автономного вида искусства. Художники-модернисты исследовали новые возможности фотокамеры, позволяющей увидеть и запечатлеть недоступное человеческому глазу, искали пути, как представить миру этот новый взгляд и открывающуюся перспективу. Многие из почти двухсот снимков 71 автора, экспонируемых на выставке, стали иконами современной фотографии, законодателями нового видения. Это коллекция мирового уровня, и каждый, кто хоть немного знаком с искусством фотографии, узнает в «Радикальном взгляде» ключевые фигуры XX столетия: Ман Рэй, Ласло Маголи Надь, Андре Кертес, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Альфред Штиглиц, Ирвинг Пенн, Эдвард Вестон, Доротея Ланж, Тина Модотти, Герберт Байер, Уолкер Эванс, Пол Стренд, Маргарет Бурк-Уайт, Даяна Арбус, Роберт Франк, Ансел Адамс, Анри Картье-Брессон. Увидеть такое созвездие авторов и их творений в Лондоне – большая удача.
Этому подарку мы обязаны известному британскому рок-певцу, композитору и пианисту сэру Элтону Джону. Любовь-страсть к коллекционированию фотографий пришла к музыканту довольно поздно. Стимул может показаться скорее нетрадиционным – программа реабилитации после курса лечения от алкогольной зависимости, который Элтон проходил в клинике. По завершении курса врач посоветовал: «Лучшее, что ты можешь сейчас сделать – поехать куда-нибудь к друзьям, которые тебя поддержат, помогут освободиться от груза, облегчить душу и вернуться снова в этот мир». Певец рассказывает: «В 1990 году после клиники я отправился во Францию, к друзьям, у которых было шато в Кахорсе. Они как раз занимались организацией фестиваля фотографии, и фотовыставки проходили по всему городу. Я никогда раньше не думал о фотографии как виде искусства. Да, многие замечательные мастера, включая Норманна Паркинсона, Терри О’Нила и Дэвида Бэйли, фотографировали меня, но осознавать художественную сторону снимка – это совсем другое дело. В Кахорс тогда также приехал владелец лос-анджелесской галереи Дэвид Фэйи, привез с собой работы фотографов Херба Ритца, Хорст П. Хорста и Ирвинга Пенна – это были в основном черно-белые фотографии на тему моды. Я смотрел на них и думал: «Боже мой, это так прекрасно!» – и купил сразу 12 штук на месте. Так, внезапно я начал очень активно интересоваться фотографией».
Алкогольную зависимость сменила новая, куда более здоровая, страсть-одержимость коллекционера фотографий. В общем-то, Элтон всегда тяготел к собирательству. Еще ребёнком коллекционировал пластинки, игрушки, а когда появились большие деньги, увлёкся собиранием предметов в стиле ар-деко и ар-нуво. Но потерял к ним интерес после клиники и продал на аукционе. Музыкант признаётся: «Я почувствовал тогда, что фотография словно открыла мои глаза. Это было замечательно – я становился трезвенником, ощущал уверенность в себе, освобождение, начиналась новая глава моей жизни. Фотография стала моим потрясающим верным спутником. Очень похоже на чувства ребёнка, оказавшегося в магазине сладостей».
Сегодня, 26 лет спустя, коллекция Элтона Джона насчитывает более 8 тысяч снимков и считается одним из самых крупных частных собраний фотографии в мире. То, что началось с нескольких десятков фотографий моды, цветов, ню, портретов музыкантов, выросло в солидную, почти академическую коллекцию фотоискусства. В одном из интервью на вопрос, когда он осознал, что стал серьезным коллекционером, Элтон признался, что это была покупка в 1993 году на аукционе фотографии Ман Рэя «Стеклянные слёзы» (1930). При стартовой цене в £20,000 работа была продана за £112,500, рекордную тогда сумму за отдельную фотографию, проданную на аукционе. «Я думал, у меня крыша поехала. И друзья мои так считали. Но эта фотография не выходила у меня из головы с первой минуты, как я её увидел. Я просто не мог устоять, я должен был её иметь… если сравнить с сегодняшними ценами – покажется, что почти задаром». Впрочем, Элтон подчёркивает, что никогда в своей жизни не покупал ничего ради инвестиций. «Я приобретаю только то, что мне нравится, и мне безразлично, в моде этот художник или нет».
Вместе с ростом собрания расширялись и углублялись знания Джона, ставшего, безусловно, экспертом фотографии. Он заинтересовался экспериментальной фотографией 1920 -1940 годов, охотился за шедеврами, годами выжидая, чтобы приобрести винтажный оригинальный отпечаток. Как это случилось с миниатюрной фотографией венгерского мастера Андре Кертеса «Пловец», которую Элтон считает самой ценной работой своей коллекции: в конечном итоге ему удалось заполучить первую контактную печать, сделанную художником в 1917 году. Безусловно, у музыканта были опытные консультанты и даже директора коллекции, направлявшие и опекавшие его собирательскую деятельность: их обширные связи в мире искусства, энциклопедическая основательность и глубокая осведомлённость в процессах, жанрах и течениях современной фотографии оказала влияние на формирование коллекции. К тому же Элтон Джон начал коллекционировать снимки в очень правильное время – в начале 1990-х фотография как предмет собирательства была относительно молодым делом, и дилеры и галерейщики, оперирующие в этой тогда ещё узкой нише, отлично знали друг друга. «Да, это было идеальное время для покупки. Фотографии были очень недооценены тогда. Начни я коллекционировать на 20 лет позже – и большинство винтажных работ были бы недоступны, да и цены круто изменились. Я просто не смог бы собрать коллекцию, которая у меня есть сегодня».
Из массива собрания Элтона Джона кураторы выбрали фотографии периода 1920-1950-х годов (за несколькими исключениями). Техническим и визуальным экспериментам в те годы уделялось огромное внимание. «Враг фотографии – общепринятые правила о том, как и что нужно делать. Её спасение – в эксперименте», – утверждал Ласло Моголи Надь. Стало очевидным, что вместо того чтобы подражать живописи, фотография должна найти собственные методы и формы. Новые технические приемы, рождавшиеся в процессе экспериментов в ателье художников, не только стремительно меняли язык фотографии, но и влияли на авангардное искусство в целом: двойная экспозиция, искажение, негатив-позитив, соляризация, фотограмма, фотомонтаж. Сальвадор Дали писал о фотографии как о беспрецедентной записи реальности.
Даже столь традиционный жанр, как портрет, оказался втянутым в водоворот экспериментов. На выставке «Радикальный взгляд» представлен знаковый модернистский портрет Ман Рэя одной из муз Пикассо «Доры Маар» (1936). Фон и ткань вокруг лица Доры выполнены в технике соляризации, придающей некий мистический шарм образу женщины с почти классическими чертами лица греческой скульптуры. Само лицо и одна рука запечатлены обычным способом позитива, зато неожиданные крошечные кукольные ручки у подбородка вносят сюрреалистический эффект. В другой работе Ман Рэя – «Джульетта в профиль» (1945) – использован принцип двойной экспозиции, или накладки двух негативов при печати. Подложка/фон – бесконечное переплетение тонких волокон ткани или сухой травы, на которое поверху идет наложение женского профиля, создавая образ погруженной в свои мысли и растворённой в природе женщины. Экспериментальная серия «угловых» портретов (1948) Ирвина Пенна – забавная, комичная и ироничная – включает элементы игры. Портретируемых отправляли в тесный угол, специально обустроенный в ателье с провокационной целью. Какой будет реакция портретируемого, как он преподнесет себя зрителю в этой тесноте? Люди из арт-мира и шоу бизнеса, музыканты, актеры, художники представляют в этой серии поразительный диапазон поведенческих и эмоциональных реакций. В портретном разделе выставки – настоящее созвездие знаковых фигур авангарда: Пабло Пикассо, Анри Матисс, Андре Бретон, Жан Кокто, Ив Танги, Сальвадор Дали, Игорь Стравинский. Экспозиция выставки развивается по разделам, построенным по тематическому принципу: радикальный взгляд; портреты; эксперименты; тело; документы; объекты, ретроспективы, абстракции. От абстракций Баухауса до документальной фотографии 1930-х, студийные портреты и уличная фотография, сюрреализм, натюрморты и пейзажи – впечатляющий экскурс в историю модернистской фотографии.
Раздел « Документы» – один из самых сильных на выставке. Этот жанр фотографии оформился как полноценный вид в 1930-е годы. В то десятилетие писатели, фотографы, кинодокументалисты совместно нашли формулу своей работы, получившей определение «человеческого документа». Во время Великой депрессии в США Уолкер Эванс, Доротея Ланж и десятки других фотографов работали по заданию правительства, документируя ее последствия в далеких коммунах маленьких провинциальных городов, фиксируя тяготы жизни простых людей и спасательные работы. Эти снимки ежедневной жизни стали мощным социальным документом, «показали Америку американцам». Известный фотограф этого жанра Доротея Ланж писала: «Фотограф-документалист старается говорить с вами ясным языком опыта, переживаемого каждым». Её работа «Мать-переселенка» – фотодокумент XX века, вобравший в себя саму сущность материнства. Тревога за судьбу своих детей. Беззащитность перед злом мира. Неизвестность грядущего дня. Ланж рассказывала историю этой фотографии, снятой в 1936 году, в разгар Великой депрессии. «Я увидела мать, потерявшую всякую надежду, и меня потянуло к ней словно магнитом. Я сделала пять снимков, каждый раз приближаясь к ней, но даже не спросила ее имени. Она сказала, что ей 32 года и что они с детьми питаются морожеными овощами с полей да птицами, которых им иногда удается подстрелить. В тот день она как раз продала покрышки от своей машины, чтобы купить немного еды». Фотографию Ланж перепечатывали во всех периодических издания Америки, она обрела почти мистический статус. Безымянная мать-переселенка стала символом Великой депрессии. Фотограф Эдвард Стейхен назвал снимок «самым замечательным человеческим документом, когда-либо воплощённым в изображении».
«Эта выставка не о том, какую классную коллекцию я собрал. Она – о фотографах, сделавших эти снимки, и о их экспериментах, навсегда изменивших этот вид искусства», – говорит Элтон Джон об экспозиции в Тейт.
Необязательно быть экспертом, чтобы по достоинству оценить захватывающий рассказ о новаторских поисках и эволюции фотографии как формы искусства, представленный «Радикальным взглядом». А знатокам и снобам и вовсе непростительно упустить редкий шанс увидеть знаковые работы из антологии фотографии, а также не выставлявшиеся ранее снимки мастеров – даже если их и отпугивает имя Элтона Джона как коммерческий заманивающий фактор для поднятия цифр посещаемости галереи.
Очень надеюсь, что планы долгосрочного сотрудничества Тейт Модерн с Элтоном Джоном продолжатся серией новых выставок из коллекции музыканта. Две сотни экспонатов «Радикального взгляда» вселяют надежду, что в собрании певца, как в пещере Аладдина, таится еще немало сокровищ фотоискусства.
The Radical Eye: Modernist Photography from the Sir Elton John Collection до 7 Мая 2017
Tate Modern
Bankside, London SE1 9TG