Теории заговора. Безумные и влиятельные
Утверждение Дональда Трампа о фальсификации выборов в США стоило жизни пяти гражданам и нанесло репутационный удар по государственным институтам страны. Трамп и его ближайшие сторонники лишились своих аккаунтов в соцсетях, но эти меры могут быть запоздалыми — теории заговоров уходят на альтернативные платформы, где нет цензуры и критического подхода.
Ясмин Грин, глава подразделения разработок против интернет-экстремизма Jigsaw в Google говорит, что механическое удаление лжи и дезинформации из социальных сетей не означает их исчезновение.
Как правило, такая информация перекочевывает на платформы alt-tech, — Gab, Telegram или 8kun, — где нет цензуры (т. е. отсутствует модерация) и есть «свобода слова» (т.е «язык вражды»).
Казалось бы, уход теорий заговора на маргинальные платформы должен снизить их влияние, но все происходит с точностью до наоборот. Отсутствие скептического подхода помогает им окрепнуть и стать сильнее. Люди на alt-tech не видят критики и еще сильнее убеждаются в собственной «правоте».
Социальный психолог Питер Дитто из Калифорнийского университета в Ирвайне говорит, что это естественно для человека — верить в то, что отвечает его предубеждениям, независимо правда это или нет.
ВОЗ называет поток данных, смешанных с ложью инфодемией и обращает внимание на разрушительные последствия этого явления. В одной части мира группа людей сжигает вышки 5G, прочитав выдумку в соцсетях о том, что они распространяют вирус. Другая группа людей убеждает себя, что вирус не опаснее гриппа, отказывается носить маски и соблюдать социальную дистанцию и итоге заражаются, а в некоторых случаях и умирают от осложнений Covid-19.
«Сила теорий заговора в том, что они дают простое и понятное объяснение сложным вещам. С их помощью люди могут почувствовать контроль за происходящим в мире», — говорит социальный психолог Сандер ван дер Линден из Кембриджского университета.
Еще одно объяснение популярности теорий заговоров в «коллективном нарциссизме» — завышенной вере группы в собственную значимость. Если такая группа терпит неудачу, то ей тяжело справляться с психологическим давлением. А теория заговора дает спасительную альтернативу причины их поражения — не они плохие, а враги сговорились и строят козни.
В воображении сторонников теории заговора их враг наделен всеми атрибутами культурного представления о зле — он может поклоняться злым потусторонним силам, быть сторонником нетрадиционных сексуальных практик и пр. Это дает людям чувство контроля над ситуацией и помогает лучше справиться со стрессом. Также такие люди обычно ищут лидера, который поможет им защититься от заговора. Нередко лидер понимает психологическую мотивацию своих сторонников и использует их, как живое оружие против оппонентов.
По материалам: Nathinal Geographic, Wired UK, Forbes