Свобода мечтать. «Рана» стрит-арт-художника JR вспорола фасад палаццо Строцци во Флоренции
Для тех, кто по-настоящему любит искусство и ходит в музеи не ради того, чтобы сделать селфи на фоне шедевров, последние 12 месяцев были тяжелым испытанием. Конечно, ведущие музеи мира стремились скрасить нашу разлуку с искусством разнообразными виртуальными проектами, но видеть оригиналы картин и скульптур в стенах музея и на экране компьютера – далеко не одно и то же.
Новая инсталляция французского стрит-арт-художника JR на фасаде палаццо Строцци во Флоренции изобретательно отражает эту ностальгию по живому восприятию искусства.
La Ferita – в переводе с итальянского «Рана» – оптическая иллюзия 28-метровой трещины, словно разламывающей здание пополам. Сквозь «пролом» видны интерьеры и знаменитые произведения искусства, составляющие гордость культурного наследия Флоренции: «Весна»
и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (на самом деле находятся в Галерее Уффици), библиотека Istituto Nazionale di Studi sul Rinascimento и другие…
Появлением гигантской тромплёй-композиции ( фр. Trompe) «Рана» на своем фасаде Фонд палаццо Строцци манифестировал запуск «Программы будущего искусства» (Palazzo Strozzi Future Art Program), включающей ежегодный заказ произведения общественного искусства для Флоренции. Финансирование программы поддерживает филантроп Энди Бьянкеди – владелец миланской фирмы, специализирующейся на недвижимости.
Генеральный директор фонда палаццо Строцци Артуро Галансино видит в новом произведении художника JR символическую рану, отражающую страдания культурных учреждений, вынужденных закрыться или ограничить доступ к своим коллекциям во время карантинов, нанесших, по его словам, ущерб «не только экономике нашего края, но и нашей идентичности и образу жизни».
В марте 2021 года половина Италии вновь ушла на карантин: в локдаун, который продлится до 6 апреля, попали и такие крупные города как Рим, Милан и Венеция. Правда, в самой Флоренции действуют менее строгие ограничения, однако музеи и другие культурные учреждения закрыты для посещения.
«Очень уместно, что мы начинаем «Программу будущего искусства» работой под названием „Рана“. Это яркое высказывание о сложностях, связанных с доступом к культуре в эпоху COVID-19; но в то же время – это и символ свободы, творческой силы и участия, а также возможность абсолютно по-новому привлечь широкую публику», – убежден Артуро Галансино.
А сам JR написал в Instagram: “Говорят, музеи закрыты. Но мы можем их открыть. Вот во Флоренции, городе Боттичелли, Донателло, Макиавелли и Данте, мы открыли Палаццо Строцци. Последние несколько месяцев мы были лишены возможности быть вместе … но мы по-прежнему свободны мечтать, творить, предвидеть будущее. Может это и не слишком много, но оно у нас есть!”
Художник и фотограф JR (родился 22 февраля 1983 года) известен во всем мире своими гигантскими публичными инсталляциями. Полного имени он не называет, ограничившись лишь инициалами JR, и характеризует себя как «photograffeur» – соединив воедино слова «фотограф» и «граффити-художник».
Среди самых громких недавних проектов JR – «Тайна великой пирамиды» (2019), приуроченный к 30-летию пирамиды Лувра. Лондонская галерея Саатчи планирует этой осенью открыть масштабную сольную выставку JR под названием JR: Chronicles: в экспозиции покажут знаковые проекты художника за последние 15 лет. А в 2018 году работы французского художника в британской столице представляла галерея Lazinc в Ме́йфэр на персональной выставке «GIANTS – Body of Work».
Автор: Вика Нова