ИскусствоНовости

Скандал в Лувре

Фонд Сая Твомбли выдвинул судебный иск против парижского музея

Вряд ли кто-то станет спорить, что музеи мира переживают ныне тяжелые времена. В том числе, и легендарный парижский Лувр. Недавно к вороху связанных с пандемией проблем – опустевшим галереям, стремительно падающим доходам – добавилась судебная тяжба. Еще более удивителен предмет судебного спора –  изменение цвета стен в Зале античной бронзы.

Новый облик Зала античной бронзы в Лувре
Новый облик Зала античной бронзы в Лувре
Фото: Dmitry Kostyukov/The New York Times

Истец – Фонд Сая Твомбли в Нью-Йорке.

Кажется, по какому праву арт-институция по другую сторону Атлантики вмешивается в столь внутреннее дело как покраска стен в знаменитом французском музее? Юристы Фонда Сая Твомбли уверены, что самое прямое – на потолке уже упомянутого Зала античной бронзы находится роспись американского абстракциониста, чье имя носит фонд.

Прежний вид Зала античной бронзы  Фото: Christophe Ena/AP Photo
Прежний вид Зала античной бронзы
Фото: Christophe Ena/AP Photo

По их мнению, перекрасив во время текущего ремонта стены в другой цвет, администрация Лувра нарушила моральное право на защиту целостности произведений искусства (французская концепция «droit moral»). Ведь когда Сай Твомбли по приглашению музея создавал на потолке свою роспись The Ceiling, стены и известняковые полы зала имели светлый нейтральный оттенок, и интенсивная по цвету фреска доминировала в пространстве. Теперь же внешний облик зала стал совершенно другим: черные панели, терракотовый «Marron Côte d’Azur» оттенок стен, деревянные паркетные полы…

Сай Твомбли на фоне своей росписи The Ceiling в Лувре.
Сай Твомбли на фоне своей росписи The Ceiling в Лувре.
Фото: The Philadelphia Inquirer

Вскоре после того как фотография обновленной галереи, тайно сделанная в закрытом на карантин музее попала в руки президента Фонда Сая Твомбли Николе дель Роскио, во французской прессе появилась целая серия статей на эту тему, а юристы фонда незамедлительно бомбардировали шквалом писем французских официальных лиц и президента Лувра Жана-Люка Мартинеса, требуя вернуть галерею в прежний вид.

Президент музея Лувр Жан-Люк Мартинес
Президент музея Лувр Жан-Люк Мартинес
Фото Julien Mignot /The New York Times

Для подкрепления своих претензий служители права заручились поддержкой бывших высокопоставленных должностных лиц Лувра – экс-президента 68-летнего Анри Лойретта и экс-куратора Мари-Лор Бернадак, написавшую в свое время книгу о фреске Твомбли.

Оба заклеймили изменения в декоре интерьера как «уродливые» и «неуместные».

Реакция вполне предсказуемая – именно эти двое бывших сотрудников музея в прошлом сыграли главную роль в привлечении 80-летнего Твомбли к проектированию и созданию фрески в Зале античной бронзы; тогда помощники американского художника под его руководством расписали 353 квадратных метра потолка холодными голубыми тонами, символизирующими оттенки вод Эгейского моря, а также нанесли круги и имена древних скульпторов буквами греческого алфавита.

По замыслу Твомбли, фреска The Ceiling должна была стать данью уважения эллинским мастерам, чьи работы представлены в галерее. Через год после завершения работы, в 2011 году, Твомбли умер.

Иск юристов нью-йоркского Фонда художника в парижский суд с требованием к Лувру восстановить нейтральную окраску стен в зале с росписью Твомбли вызвал соответствующую реакцию в музее. Свое решение изменить цветовую гамму здесь объясняют стремлением воссоздать в зале реминисценции стиля Второй империи Наполеона III, основавшего в середине XIX века эту галерею для демонстрации этрусских древностей: коллекция насчитывает около 1000 произведений древнегреческого, римского и этрусского искусства.

Со слов президента Лувра Жан-Люка Мартинеса, Фонд Твомбли не контактировал с музеем более десяти лет с момента окончания росписи.

«Представьте, что кто-то приходит в ваш дом и говорит, что у него есть моральные права, и из-за произведения искусства, стоящего позади вас, вы не можете передвинуть зеркало. Для Лувра произведение искусства – это потолок, а не комната», – отметил Мартинес.

Как обычно, мнения критиков по поводу нового облика Зала античной бронзы разделились, а один из читателей газеты Le Monde заметил, что «Твомбли — это не Микеланджело» и предложил продать фреску какому-нибудь американскому музею, а на вырученные деньги купить работы Ренуара.

The Ceiling – одно из немногих произведений современного искусства в постоянной экспозиции Лувра. Среди других крупных работ – роспись Ансельма Кифера и Жоржа Брака, в 1953 году изобразивших птиц на потолке Зала Анри II.

Роспись Ансельма Кифера и Жоржа Брака на потолке Зала Анри II в Лувре.
Роспись Ансельма Кифера и Жоржа Брака на потолке Зала Анри II в Лувре.
Фото: Musée du Louvre

Жан-Люк Мартинес считает, что судебный иск Фонда Томбли может в будущем стать препятствием в деле сотрудничества музеев с многовековой историей и современных художников. Опасаясь юридических проблем, «некоторые коллеги, работающие в сфере исторических монументов, никогда не станут работать с современным искусством. Так какой сигнал посылает Фонд Сая Твомбли? – вопрошает президент Лувра.

 

The New York Times

ARTnews