Читай с Маргаритой Баскаковой
Искусство – обманчивое и правдивое, эфемерное и материальное, изящное и не очень. Оно никому ничего не должно, само по себе бьёт творческим фонтаном из сердца художника, и в то же время вокруг фонтана зеленеет трава, плещутся птицы, собираются люди. Вода – это жизнь, искусство – её красиво оформленный источник. Четыре книги о невероятно животворящей силе искусства.
Отступничество, конечно, и невероятное хамство заявлять, что «Битлз» уничтожили рок-н-ролл, но Элайджа Уолд решил предъявить миру альтернативную версию музыкальной эволюции. А почему бы и нет? Факты те же, музыка та же, но вот контекст совсем другой. Если выйти из тени музыкального божества и посмореть на творчество «Жуков» под лупой общественно-политических передряг, хитиновые панцири их гитар окрашиваются совсем в другой цвет. В книге «Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история популярной музыки» Уолд разворчивает подробное и насыщенное фактами повествование о тенденциях и событиях музыкальной истории с конца XIX века по 1970-е годы XX. «Уолд видит эволюцию поп-музыки как историю апроприации и выхолащивания ритма, созданного чёрными исполнителями. Он выстраивает парадоксальный нарратив, где героями становятся не привычные всем поп-идолы, но те условия и контексты, в которых они появились», – гласит издательская аннотация. На деле это очень необычная и свежая работа, которая может понравиться всем, кто любит поп-музыку и не прочь порассуждать на историческо-социологические темы.
Издательский дом: «Дело» РАНХиГС, 2018
* * *
Что мы, обыватели, знаем о средних веках? Все представления наши вертятся вокруг турниров, интриг, комзолов и длинных платьев, а сюжеты сказок и романов давно смешались в одну кучу с реальностью. Если честно, историчекие источники как и раз и молчат о том, что нам так хочется знать, – о бытовых и сокровенных подробностях жизни Средневековья. Ну кому, право, интересны все эти летописи, хроники, теологические да дедактические трактаты и нравоучения? То ли дело личные переживания, супружеские измены, страсти, истории о дружбе и обидах – вот что таит в себе настоящий интерес и действительно характеризует эпоху. Все эти любопытные подробности неожиданно обнаружились в следственных бумагах, которые попадали во Французский суд на протяжении многих столетий. Многокиллограмовые показания никому не известных жителей королевства детально описывают как самые интимные моменты жизни, так и общественнные устои и нормы поведения. Ольга Тогоева представила свои исследования в книге «Дела плоти. Интимная жизнь людей Средневековья в пространстве судебной полемики». Не художественная литература, но местами не оторваться!
Издательство «Центр гуманитарных инициатив», 2018
* * *
Один из самых известных современных арт-критиков американский искусствовед и философ Артур Данто пытается в книге «Что такое искусство?» прояснить такое размытое явление, как современное искусство. Автор ставит чёткие искусствоведческие рамки и подробно описывает всё, что в них попало, разделяя эстетические субстанции по стилям, течениям, направлениям. Данто не останавливается на изобразительном искусстве, он уверен, что акустические опыты или фотография также являются неотъемлемыми компонентами арт-действительности. Основная идея критика сводится к мысли о том, что каждый процесс в искусстве – исторический, и при этом, даже если он давно завершился, то всё равно остаётся открытым, и интерпретация его никогда не будет однозначной или завершённой. Для искусства характерны переосмысление и переоценка, но стоит помнить, что мысли об искусстве – это тоже искусство. И да, современное искусство – это не «просто мазня».
Издательство: Ad Marginem, 2018
* * *
Книга Филипа Хука «Галерея аферистов: история искусства и тех, кто его продаёт» станет хорошим дополнением к труду Артура Данто. Британский искусствовед и эксперт аукционного дома Sotheby’s рассматривает темы, поднятые своим американским коллегой в работе «Что такое искусство?», но подаёт их под немного другим углом – с точки зрения арт-дилера. Книгу можно назвать гидом по живописи и скульптуре, но Хуку удалось создать большее, чем просто путеводитель – с непревзойдённым английским юмором он описывает мир искусствоведов и галеристов, раскрывает секреты, рассказывает об авантюрных сделках, случаях мошенничества и попытках выудить кругленькие суммы за сомнительные шедевры.
Издательство: «Азбука», 2018