ЧИТАЙ С МАРГАРИТОЙ БАСКАКОВОЙ
Новый год мы часто начинаем, мысленно обращаясь к году минувшему, желая оставить позади все свои ошибки и неприятности. Именно переосмысление прошлого – важный процесс для каждого человека и общества в целом. Понять, познать, поразмыслить приглашают нас собранные в этой рубрике книги.
«Искусство с 1900 года» – четырехкилограммовый монументальный англоязычный труд Хэла Фостера, Розалинд Краусс, Ив-Алена Буа, Бенджамина Х. Д. Бухло и Дэвида Джослита наконец появился и на русском языке. Над книгой долгое время работали петербургские переводчики. Она представляет собой сто двадцать две главы упорядоченного многокомпонентного иллюстрированного текста, затрагивающего ключевые события и явления в области искусства в период с 1900 по 2010-й годы. Книга снабжена заметками на полях и до сих пор продолжает «дописываться». Важно отметить, что составлялась она не историками, а критиками, поэтому основной упор делается на основных методах описания искусства.
Издательство Ad Мarginem,
Центр современного искусства «Гараж», 2015.
========================================================================================
Архитектуру называют застывшей музыкой. При взоре на сооружения разных эпох и культур хочется не просто восторгаться внешней стороной, но и понимать внутренние архитектурные принципы. Сергей Кавтарадзе поставил цель – доступно объяснить, что такое искусство архитектуры. «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» – книга, раскрывающая внутренние механизмы величественных сооружений. Учит анализировать и понимать особенности стилей и принципы их развития. «Я взялся за нее (книгу – ред.), надеясь в меру отпущенных мне способностей помочь открыть для себя мир прекрасных построек тем, кто умеет чувствовать красоту, но по стечению обстоятельств до сих пор не знаком с языком зодчества», – комментирует автор.
========================================================================================
Наталия и Василий Волковы вместе с художником Еленой Жуковской обратились назад в прошлое: прогулялись старинными городскими улицами и проспектами и показали суету повседневной жизни с позиции городового, посыльного, шарманщика, сбитенщика… Много интересных и необычных фактов предстоит узнать читателю: зачем отрывали пуговицы от мундира трубочиста, что такое «собачья нога» и почему дворники «делали весну». Познавательная и увлекательная ретроспектива общественного уклада столетней давности отображена в прекрасно выполненной книге «Профессии старой России в рисунках и фотографиях». Тираж небольшой: 5000 экземпляров, книга станет прекрасным подарком и взрослым, и детям.
Издательство «Речь», 2016.
========================================================================================
Для тех, кто знает и любит французскую классику, приятной новостью станет выход русскоязычной версии первого романа Андре Моруа «Сентябрьские розы». Моруа считается признанным специалистом, тонко разбирающимся в тайных уголках сокровенного человеческих отношений. «Розы» были написаны в 1956 году и, по сути, являются пробой пера молодого автора. Чуда любви ожидает главный герой – известный французский писатель, не подозревая, что он его уже давно имеет, только замечать не хочет. Сдержанные европейские страсти, изящный язык и наивность молодого литератора.
Издательство «Азбука-Аттикус», 2015.
========================================================================================
«Свечка» – роман в четырех частях с приложениями и эпилогом принадлежит перу прозаика и сценариста Валерия Залотухи, скончавшегося вскоре после того, как его труд оказался в списке номинантов премии «Большая книга» этого года. Автор писал книгу в течение десяти лет, изложив на 1700 страницах бескомпромиссную исповедь человека из «Совка». Отображенный взгляд на «поганое советское прошлое», «смрадные» девяностые и «подлые» нулевые очень субъективен, но ощущение такое, что писатель и не преследует цели быть понятым читателем, его задача выговориться, а потомки пусть уже сами разбираются. «Дикие, эгоистичные, серые советские людишки» не смогли удержать обретенную свободу, извратили ее, изгадили и «сладострастно окунулись в клоаку новой русской жизни». И никакой коррекции это не поддается. В попытке понять истоки этого мрака автор часто апеллирует к Достоевскому, Толстому, Чехову и мифам об идиллическом дореволюционном прошлом, идее о социальной справедливости и всеобъемлющей вере. Все его герои так или иначе через политические и социальные коллизии приходят к Богу. Много ожидать от «Свечки» не стоит, но ряд героев и сюжетных линий заслуживает внимания.
Издательство «Время», 2015.